«Капитолийская гора родила мышь»: Андрей Мовчан о «кремлевском докладе»
В американский Конгресс был представлен доклад, который по ожидаемости и значимости должен был бы стать главным событием 2018 года для России. Доклад был заказан полгода назад Конгрессом в процессе обсуждения санкций против России, Ирана и Северной Кореи. И предназначался он для того, чтобы выявить «преступные» экономические и политические связи руководства России и создать список тех лиц, которые повинны (тем или иным образом) в нарушениях международного права, экономических преступлениях, отмывании денег и прочих грехах, в которых часто винят некоторых представителей российский элиты. Создать доклад было поручено крупнейшим американским чиновникам, связанным с так называемым Intelligent Services ― это и руководство ЦРУ, и руководство Department of the Treasury, и другие министры из правительства Соединенных Штатов Америки. Андрей Мовчан о том, почему тот доклад, который мы получили, сильно отличается и от ожиданий, и от других докладов, которые поступают в Конгресс от министерств и ведомств. А отличается он как своей длиной (в незакрытой его части всего несколько страниц), так и своим наполнением.
Санкции, которых нет
Давайте для начала разберемся с тем, что это за бумага. Пять или шесть страниц достаточно крупного шрифта содержат в себе три не очень больших списка имен. Всего в списке чуть больше 200 имен, из них чуть меньше ста бизнесменов и промышленников, остальные ― чиновники или руководители государственных компаний и корпораций. И примерно одностраничный текст говорит о следующем.
Первое ― списки составлены на основании публичных источников. Второе ― в этих списках отражены формально фамилии и имена людей, которые попали в публичные источники. Критерии формальны, эти критерии нельзя использовать для принятия каких бы то ни было решений. И сами авторы доклада просят организации, министерства, ведомства, компании, банки Соединенных Штатов Америки никаких решений на основании этих списков не принимать.
Третье ― собственно критерии, которые использовались. Это наличие определенного состояния, свыше одного миллиарда долларов, по косвенным сведениям из тех же внешних источников. Это наличие на веб-сайтах государственных организаций и ведомств Российской Федерации. Вообще говоря, никаких других критериев не используется.
Что же это за reliable public sources, которые использовались? На практике этих источников всего два, это очень легко восстановить. Это журнал Forbes, весенний номер 2017 года со списком ста крупнейших бизнесменов России и сайт правительства Российской Федерации. Действительно используется журнал Forbes начала 2017 года, это очевидно по списку ― в списке есть ещё люди, которые уже на сегодняшний день список должны были бы покинуть, такие как, например, братья Ананьевы. Но на весну 2017 года это было ещё неочевидно.
В списке очень разные люди. Во-первых, там их, конечно, не сто, а девяносто шесть или девяносто семь. Девяносто семь, по-моему. Это те, кому Forbes приписывает наличие состояния больше одного миллиарда долларов. Повезло или не повезло не попасть в список, например, Павлу Дурову или Рубену Варданяну, которые, по версии Forbes, не дотянули до этого состояния. Но лица, находящиеся от них всего в 50–70 миллионах долларов, в этот список уже попадают.
Во-вторых, что достаточно интересно, лица эти указаны в алфавитном порядке и безо всяких ссылок на то, собственно, что они делали, как они туда попали, почему у них такое состояние, какие у них связи с Россией, имеют ли они какое-то отношение к власти или нет. По списку, конечно, совершенно очевидно, что люди там совершенно разные. Есть те, кто активно работает в России, и те, кто её давно покинул, те, кто находится в фаворе внутри российской власти, и те, кто находится в опале. Есть те, кто инвестировал в зарубежные активы, и те, кто работает только на территории Российской Федерации. Заработавшие на приватизации и создавшие своё состояние, работая в науке и создавая новые инновационные проекты.
То есть, в общем, ничего, кроме перепечатки большой статьи из журнала Forbes, в этом докладе нет. Нет в этом докладе также чиновников, которые не попадают напрямую в списки на сайте правительства, например, руководства Центрального Банка. Возможно, руководители ЦРУ и Department of the Treasury в Америке даже не знают, что в России существует Центральный Банк, и поэтому никто из него в этот список не попал.
Так или иначе, рассматривать этот список как серьезный документ, на основании которого будут строиться дальнейшие действия Конгресса или администрации президента, не стоит. Совершенно очевидно, что это отписка. Совершенно очевидно, что ответ этот достаточно агрессивный, это некоторая насмешка над Конгрессом, который заказал более или менее, видимо, с точки зрения авторов доклада, нелепый доклад.
Собственно, нелепый пришел и ответ. Если помните, когда-то в России существовал некий олигарх с фамилией Полонский, который достаточно точно охарактеризовал критерий, по которому можно отделить интересующих его людей от не интересующих. Он сказал: «Все, у кого нет миллиарда долларов, могут идти в жопу». Видимо, это тот самый способ, который использовало руководство ЦРУ для того, чтобы разделить людей в России на интересных для Конгресса и не интересных, и это лишний раз демонстрирует уровень аналитики.
Какие выводы из этого можно сделать? К сожалению, в общем, никаких. Совершенно непонятно, как будет развиваться ситуация с санкциями, которые применяет Америка к России и к отдельным частным лицам в России. Доклад это никак не прояснил и никак уже не прояснит, ясно, что засекреченная часть доклада ещё меньше, чем не засекреченная, и в ней дано значительно меньше информации, чем можно было бы ожидать.
Неопределенность сохраняется, а, может быть, сохраняется и определенность. Уже сегодня с утра достаточно большое количество твитов в твиттере от сотрудников администрации президента Соединенных Штатов Америки и от других официальных лиц говорило о том, что доклад ― это хорошо, но он не интересен, поскольку санкции работают и программы установления санкций работают отдельно. Не надо ничего менять, не надо нам мешать, мы будем действовать в соответствии с заранее разработанными планами.
Собственно, видимо, так и будет происходить. Попавшим в список стоит расслабиться, а не попавшим в список, видимо, тоже. Связи между дальнейшими санкциями и попаданием в список не будет никакой. Единственное, что надо понимать, что в мире существует много организаций, которые будут дуть на воду, обжегшись на молоке, и, возможно, кто-то из попавших в список будет иметь проблемы с работой с этими организациями, несмотря на то, что в самом докладе достаточно ясно сказано: «Никакая организация не должна делать выводы на основании этого доклада, и попадание юридического или физического лица в этот список не должно служить причиной для каких-либо действий или бездействия».
Вот, собственно, и вся история. Капиталистская гора родила мышь. Хорошо это или плохо, мы увидим только впоследствии.