«Комиссия, где главную роль играет Вторая служба ФСБ»: Алексей Венедиктов о том, кто решает, какие медиа включить в список иноагентов
Гость нового выпуска Hard Day’s Night — журналист, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он рассказал Илье Рождественскому*, Ольге Чураковой*, Соне Гройсман* и журналистам телеканала Дождь, какой госорган в действительности принимает решение о включении того или иного медиа в список иноагентов.
Алексей Алексеевич, на ваш взгляд, кто реально принимает решения? Потому что там все путаются уже в показаниях, Минюст ссылается на Росфинмониторинг и на Роскомнадзор, что это они предоставляют данные, и Минюст потом просто их формализует. А кто данные предоставляет Роскомнадзору и Росфинмониторингу? Есть ли какая-то высшая инстанция, которая за всем этим смотрит и принимает решение?
Венедиктов: Я думаю, что вы путаете политическую и бюрократическую истории. Политически этим занимается, назовем ее межведомственной комиссией, пусть она называется так или группой, как угодно, под эгидой Совета безопасности Российской Федерации, в которую входит и упомянутый вами Росфинмониторинг, и соответственно, Роскомнадзор, и ФСБ, и МВД, и Служба внешней разведки, и Минюст, и СК и так далее. Я знаю, что такая комиссия есть, я думаю, что принципиальное решение по известным медиа, или по большим медиа, или по значимым медиа принимает в принципе, политически обсуждает эта комиссия, а затем Росфинмониторинг, вернее, до этого Росфинмониторинг и Роскомнадзор, как головные, представляют свои документы, оценивается их достаточность, и дальше они через эту комиссию попадают в Минюст, который фиксирует эту историю, и выносит, вносит, а не выносит, конечно, вносит в этот реестр. Приблизительно процедура такая, сначала политическое решение, потом бюрократическое.
Желнов: А что это за межведомственная комиссия? Она вот конкретно занимается СМИ?
Венедиктов: Нет-нет, это комиссия, где главную роль играет Вторая служба ФСБ, это защита конституционного строя. Собственно, вся эта служба по защите конституционного строя это инвестигаторы в свое время вот всех этих законов, да, по защите конституционного строя от иноагентов, ну вообще по защите конституционного строя. Вот в свое время, в том числе, и эта служба инициировала, не только она, но и она тоже, инициировала эти законы. И собственно говоря, не знаю, где они писались, думаю, что там и писались, там есть хорошие юристы, которые знают, как писать закон. И собственно говоря, она является головной по защите конституционного строя, извините за тавтологию.