Два месяца Дождь переписывается с Минюстом и Роскомнадзором о статусе «иноагента». Но пока не узнал практически ничего нового

12/11/2021 - 15:18 (по МСК)

После признания Дождя «иноагентом» 20 августа у редакции осталось множество вопросов как по самому решению, так и по процедурам, которым мы должны были теперь следовать. Достаточно сказать, что в нашем случае этот статус впервые получило созданное в России общество с ограниченной ответственностью. Более двух с половиной месяцев телеканал вел переписку с отвечающим за составление списка Минюстом, а также с Роскомнадзором, который контролирует соблюдение медиазаконодательства. Итог этой переписки: мы не узнали практически ничего нового, а в некоторых ответах ведомства просто перенаправляли нас друг к другу. На этой неделе телеканал подал иск, в котором оспаривает включение в список СМИ-«иноагентов». А сегодня мы решили на примере нашей переписки с Минюстом и Роскомнадзором рассказать о том, через что приходится проходить «иноагентам», когда они начинают разбираться в причинах решения властей и выяснять, как им соблюдать закон. 

20 августа Минюст внес телеканал Дождь в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

23 августа Дождь попросил Минюст прислать копию распоряжения о включении в реестр иноагентов, копии документов других ведомств, ставших основанием для включения телеканала в реестр, и письмо МИД о согласовании включения Дождь в реестр. Дождь также попросил разъяснить, какие именно сообщения надо сопровождать плашкой, нужно ли ее ставить во внутренних документах, в запросах в госорганы, в том числе направленные от имени сотрудника СМИ.

27 августа Минюст ответил. На вопрос, на основании каких документов от каких ведомств Дождь признали иноагентом, ведомство написало, что основанием стали «документы, поступившие от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации». На вопрос, какие именно сообщения надо сопровождать плашкой, Минюст ответил, что это регулируется законом «О средствах массовой информации» и приказами Минюста.

1 сентября Дождь вновь спросил Минюст, какие фактические обстоятельства стали причиной внесения Дождя в реестр иноагентов и от каких госорганов эта информация была получена.

В этот же день Дождь послал повторный запрос в Минюст и Роскомнадзор о порядке маркировки сообщений.

Тогда же Дождь попросил Минюст отдельным письмом разъяснить механизм выхода из «иноагентов».

8 сентября Минюст ответил, что решение о включении Дождя в реестр принималось по согласованию с МИДом, а основанием стали документы, поступившие от Росфинмониторинга и Роскомнадзора. «Предоставление иных документов порядком не предусмотрено», ответил Минюст.

Кроме того Минюст сообщил, что ведомство работает над проектом закона, предусматривающим выход из реестра. 

Вопрос о правилах маркировки сообщений Минюст перенаправил в Роскомнадзор — «для ответа по существу». 

21 сентября Роскомнадзор ответил, что «поставленные вопросы к компетенции Роскомнадзора не относятся», а обращаться с ними надо в Минюст.

22 сентября Дождь задал вопрос Минюсту о заполнении ежеквартального отчета. В нем необходимо указывать контрагентов Дождя, от которых телеканал получает деньги, и иностранные источники финансирования этих контрагентов. Дождь спросил, какой период, в течение которого контрагент получал деньги из иностранного источника, нужно охватывать в отчете.

30 сентября Минюст ответил, что эти сведения предоставляются в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса, согласно которому «предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий, а также исходя из презумпции законности и добросовестности деятельности иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента и их контрагента».

4 октября юрист Дождя лично пообщался с представителем Минюста по поводу маркировки сообщений, причинах внесения в реестр и правилах заполнения отчетности. На этой встрече Минюст впервые сообщил телеканалу о получении от Роскомнадзора данных, что Дождь распространял и цитировал материалы других СМИ-иноагентов. Кроме того, Роскомнадзор передал Минюсту информацию о том, что Дождь получил от ЕС 130 тысяч евро, а также около 30 тысяч евро от гонконгской Huawei Services. Росфинмониторинг же сообщил Минюсту о получении Дождем опосредованного иностранного финансирования через неназванный российский фонд.

Подробности, которые мы узнали из СМИ

Самое подробное на данный момент объяснение причин, по которым Дождь был внесен в число «иноагентов», появилось в телеграм-канале государственного агентства РИА Новости еще 20 августа. Со ссылкой на анонимный источник издание сообщило, что Дождь с 2016 года получил более 3,7 млн рублей от зарубежных компаний и организаций. Речь идет о:

  • 526 тысячах рублей через Фонд развития культуры и образования «Московское время» от Zimin Projects LTD, полученных с ноября 2019 по февраль 2020,
  • 252 тысячах рублей через благотворительный фонд «Арифметика добра» от Stonex Financial LTD и Fondation D’enterprise Sanofi ESP в 2020 году,
  • 240 тысячах рублей через Фонд развития Политехнического музея от SA ING Belgium в 2020 году,
  • 2,7 млн рублей через Сахаровский центр* от Charles Stewart Moti Foundation и MacArthur Foundation в 2016-2018 годы.

Гендиректор Дождя Наталья Синдеева прокомментировала каждую цифру и подробно рассказала про каждый просветительский проект, который создавался на эти деньги. 

Позднее на сайте Минюста появилось официальное разъяснение по решению о включении Дождя в список «иноагентов». Ведомство сообщило, что получило данные об иностранном финансировании Дождя от Роскомнадзора (телеканал, как и другие СМИ, каждый квартал информирует службу о деньгах от иностранных источников) и Росфинмониторинга. Как следовало из пресс-релиза Минюста, РКН проинформировал министерство о договоре между ООО Телеканал Дождь и Европейской Комиссией за освещение отношений между ЕС и Россией, по нему Дождь получил более 130 тысяч евро. Росфинмониторинг проинформировал об «опосредованном иностранном финансировании через российские фонды», говорилось в сообщении Минюста. Кроме того, Роскомнадзор проинформировал министерство о том, что Дождь цитирует СМИ-«иноагентов». 

Двухмесячная переписка, которую Дождь вел с Минюстом и Роскомнадзором, позволила мало чего прибавить к этим фактам.

* Минюст внес Сахаровский центр в список НКО-«иноагентов»