Людмила Улицкая рассказала о своей встрече с Михаилом Ходорковским после его освобождения из тюрьмы.
Синдеева: У вас была интересная переписка с Ходорковскимю. Вы потом встретились с Ходорковским?
Улицкая: Да, я встретилась с Ходорковским через несколько месяцев после его освобождения.
Синдеева: Расскажите впечатления.
Улицкая: Он был в Швейцарии. Я проездом заехала к нему. По-моему, это было в Цюрихе. Не в Женеве, да, в Цюрихе. Вот. И вы знаете, он был худой, очень голодный человек. Мы были в ресторане, он извинялся, говорил: «Извините, пожалуйста, мяса очень хочется». И это, конечно, меня очень тронуло. И знаете еще что было? Дело в том, что он встретился со своими детьми. Когда он сел, они были маленькие детки. А когда он вышел, они были все выше его ростом. У него было украдено 10 лет общения с детьми, воспитания их, влияния, радости, в конце концов, понимаете? Я, конечно, испытывала к нему тогда невероятное сочувствие, потому что это был человек, отсидевший очень честно, очень достойно, очень сильно отсидевший свои 10 лет, абсолютно с чувством собственного достоинства – это тоже высокий класс. И человек, которого я тогда увидела, который был счастлив видеть жену, детей и кусок мяса на тарелке. Поэтому у меня к Ходорковскому того времени абсолютно нет никаких...
Синдеева: А сейчас? Вы сейчас наблюдаете?
Улицкая: Я видела его один раз после этого в Лондоне, и очень мельком, и я выступала там в «Открытой России» вместе, по-моему, с Архангельским. Литературная, может быть, даже. Ну, неважно. В общем, мы мельком виделись, я даже могу сказать честно, что я не очень слежу за, так сказать, деятельностью «Открытой России», но я не думаю, что он имеет шанс на какое-то большое политическое влияние.
Синдеева: Вот я хотела про это.
Улицкая: Но! Но! Вы знаете, что в нем до сих пор мне очень симпатично? Дело в том, что я, будучи за границей, встречаю, ну, некоторое количество русских богатых людей, которым совершенно все равно, что происходит в России, которые живут, давно отъехали.
Синдеева: Да? Потому что я-то других как раз встречаю.
Улицкая: Да, других я тоже встречаю. Но то, что Ходорковский живет с единственным горячим интересом, болью и острейшим интересом к России, это вне всякого сомнения. А мог, кстати говоря, тоже жить в Майами, кататься на водных лыжах или на яхтах, забыть про то. Да он на самом деле государственник с явным совершенно, так сказать, мышлением государственника и со своими идеями, которые я не очень хорошо, честно говоря, знаю, потому не могу даже сказать, разделяю или не разделяю. Потому что круг моих интересов, он немножко в другой области лежит.
Фото: ZUMAPRESS.com