Скульптор, художник и галерист Айдан Салахова о цензуре в Арабских Эмиратах, и как в таких условиях умудряется развиваться культура.
Полную версию программы смотрите здесь.
Салахова: Например, я сейчас приехала из Дубая, опять там купила кучу журналов, из них я делала свои объекты, Ready-made. А журналы все западные, они там, когда приходят таможню, цензуру, все изображения попы и груди закрашиваются черным…
Синдеева: Когда ты едешь в Арабские Эмираты?
Салахова: Там, если ты покупаешь журналы, они закрашены черным маркером, грудь, попа, все обнаженные части. И ты там смотришь, они все процензурированы, все страницы, там, где чуть-чуть грудь видна. И это работает целый отдел! Просто у меня были такие работы, я выставляла эти журналы просто в рамочке, называлось Custom's Dreams. Представляете, куча пакистанцев сидит и закрашивает голые части женщин. Дико смешно, вы можете купить десять одинаковых журналов, закрашивают разные люди, в разном уже нервном состоянии, где черным квадратиком просто замазано, где…
Синдеева: Это ты сейчас к Малевичу так?
Салахова: Да-да, «Черный квадрат» — это какая-то такая некая цензура чего-то. Сегодня мной это так воспринимается.
Синдеева: А как же твои работы в Арабских Эмиратах, в Бахрейне продаются, где много откровенного? Или все-таки есть...
Салахова: Нет, вы знаете, там, например, барельеф, женщина в парандже держит минарет в руках, как раз выставлялся в прошлом году в галерее Quadro в Дубае.
Синдеева: Ну, минарет — это фактически…
Салахова: Для них это мужская сила.
Синдеева: Мужская сила, да.
Салахова: Мало того, если десять лет назад, когда у меня еще была галерея, и мы участвовали первый раз на ярмарке «Арт-Дубай», то в принципе там есть четко прописанная цензура — что вы можете везти на ярмарку, а что нет. Там запрещено изображение голого тела, женского и мужского, изображение Иисуса Христа, Будд и так далее, религиозные всякие предметы других религий и еще что-то. Это все четко было прописано в цензуре, то есть когда мы подавали заявку на «Арт-Дубай», то там было написано, это будет проходить цензурный комитет, после этого мы вам утвердим. Представляете, какой рывок вперед произошел, что в Абу-Даби в Лувре…
Синдеева: Просто еще надо посмотреть работы Айдан, очень внимательно в интернете, чтобы понимать, что там выставляется.
Салахова: В Лувре, из коллекции Лувра, я была потрясена, что там есть скульптуры обнаженные, изображения Иисуса Христа, Будд…
Синдеева: Как случился этот прорыв за десять лет?
Салахова: Я вот хочу спросить, как он случился. Значит, они поменяли закон о цензуре, значит, там есть какие-то уже совершенно новые положения.
Синдеева: Именно в арте, в культуре?
Салахова: В культуре, то есть там теперь можно показывать произведения искусства с изображение голого тела, с изображением Иисуса Христа, Будды.
Синдеева: Что чувств верующих там не задели, никто не устраивал митингов.
Салахова: Совершенно верно. Никто не устраивал митингов. У меня очень хорошая фотография есть на фейсбуке, я размещала, как арабы смотрят на замечательные произведения европейские. За эти десять лет государство, культура, там же министр счастья теперь женщина, продвинулись настолько вперед…
Синдеева: Это в Арабских Эмиратах?
Салахова: Арабские Эмираты. Что они поменяли какие-то положения в цензуре. За это время у нас в стране — ты не можешь выставить…
Синдеева: Ты же сейчас выставку, наверное, вообще не можешь показать в России? Ну так, в полном…
Салахова: Да, и не хочу. В каком мире мы живем? В инстаграме, если ты фрагмент голого тела с произведения искусства, тебя тут же банят, фейсбук банит, а при этом в Абу-Даби, где раньше это все было запрещено, это теперь разрешено. Вот что происходит в мире?
Синдеева: А что происходит с людьми? Ты же очень давно ездишь в Арабские Эмираты. Как меняется общество? Как люди меняются? Местные, в том числе.
Салахова: Ну вот в этот раз я ходила на Ladies Day, на «Арт-Дубай» там всегда есть второй день, когда приходит жена шейха и только женщины.
Синдеева: И только женщины? И они снимают…
Салахова: Да, очень были все открыты, и на этот раз мужчин-галеристов не гнали со стендов, то есть мужчин-галеристы могли оставаться.
Синдеева: То есть отпускается потихонечку…
Салахова: Да, очень так плавно, плавно, как-то движется вперед. Но когда я увидела коллекцию Лувра в Абу-Даби, я была потрясена прогрессом, который там произошел. При том регрессе, который происходит в мире, во всех странах.
Синдеева: Как бы так сделать, чтобы у нас так же случилось. Чья это воля? Шейха?
Салахова: Я думаю, это все-таки снизу, понимаете. Это же настроения общества тоже учитываются, все это поднимается, как-то так докладывают, что это все меняется. В прошлом году министром в министерство счастья была назначена женщина, молодая, 28 лет.
Синдеева: Удивительно.
Салахова: И при этом галерея Quadro выставляет мои работы с минаретом в руках. Значит, культурный уровень, они его подняли и продвинули. Там же очень много культурных институций. У них там не было вообще художников, рынка.
Фото: @ahmedcarter / Unsplash