Режиссер Юрий Грымов некоторое время проработал советником по культуре Орловской области. Он рассказал, почему решил стать чиновником, с какими внутренними проблемами столкнулся и что стало причиной его отставки.
Синдеева: Юра, давай начнем с советника культуры и Орловской области.
Грымов: Давай.
Синдеева: Почему так недолго, во-первых? И во-вторых, как вообще тебя туда занесло? Какие задачи перед тобой ставились? И почему ты ушел, или тебя ушли, я не знаю.
Грымов: Я понял. На самом деле прекрасный вопрос. Правда, прекрасный вопрос, я, наверное, хотел бы публично на эту тему поговорить. Я не делал это публично ни разу. Попал случайно, так бывает, разговор — и попал, но мне стало абсолютно искренне интересно, можно ли в отдельно взятой части суши, небольшой части суши, навести порядок, который я все-таки навел у себя в театре «Модерн». То есть система координат, я критикую часто чиновников от культуры, не понимаю, что они делают, мне кажется, что они лезут не в свое место. И вдруг я подумал, а почему бы и нет? Я согласился, с большим энтузиазмом, за безумно большую зарплату, 32 тысячи рублей. Мне пришлось уволиться из театра, потому что государственное совмещение.
Синдеева: Ты не можешь никак.
Грымов: Государственное совмещение, да. Я болтался туда-сюда, и до конца, до момента, когда я написал заявление об уходе, я верил, что это возможно. Первое, потрясающее место. Супер-люди, я имею в виду сами жители Орла, культурные, четыре театра, роскошный музей. Просто роскошный музей. Почему до сих пор нет, я за это боролся, туры музеев организовать, Тургенев, Бунин, Лесков, Фет, Андреев, это все в Орле. Уникальные музеи, просто таких музеев в мире нет, особенно Бунина. И я столкнулся с тем, вот ты сказала вначале, что мы с тобой знакомы 25 лет почти, но мы же договорились, ты знаешь, для меня это очень важно, мы же договорились, я буду делать, я буду отстаивать, в компанию пришел, в компании ушел. Если мы договорились, в частности, с губернатором, что делаем вот это, это и это…
Синдеева: А это при каком? Там же менялись губернаторы.
Грымов: Вот сейчас, новый. Вот сейчас который, Клычков.
Синдеева: Вот сейчас пришел коммунист, Клычков.
Грымов: Клычков, да, вот я при нем. Молодой человек, деятельный, очень приятный, современно настроенный.
Синдеева: То есть то, что он коммунист, это тебе вообще… Это формальность.
Грымов: Ну, послушай, а ты думаешь, есть разница?
Синдеева: Не знаю.
Грымов: Я считаю, что разницы не существует, сегодня вот этой разницы не существует, все как-то в едином таком клубке. Перспективно мыслящий, но я столкнулся с тем, что я какой-то «обещалка». Мы договорились сделать, я звоню в театры, организую фестивали, что-то такое, какую-то активность, даже по знакомству, и это никому не надо, при общем «да». И я получаюсь трепач, в глазах Орла, в глазах своих, в глазах тех людей, с которыми договаривался. Ничего нельзя сделать, колоссальная инертность. В этом году двести лет Тургеневу, великому писателю. Двести лет, это вообще серьезная дата, во Франции, в мире. Я очень хотел что-то сделать, все хотели. Никто ничего не делает.
Синдеева: А почему? Ты понимаешь это?
Грымов: Да, понимаю.
Синдеева: Объясни.
Грымов: Культура стоит не на первом месте. Все, факт. Это не первое, не второе место.
Синдеева: Но при этом, например, если на федеральном уровне говорить, вот здесь, Мединский, Путин и так далее, все говорят, что культура это сейчас очень важно, мы вкладываем туда много денег, мы развиваем.
Грымов: Может быть. Я в Орле это не почувствовал. Это слова. Я очень рад, что когда я встретился с театрами, и мы начали обсуждать политику театров, то, что происходит, я сказал, что я чиновник, не пускайте на территорию театров чиновников. Не надо спрашивать! А у меня спрашивали, знаешь, что? «А что ставить, Юрий?» — «Вы у меня спрашиваете?!»
Синдеева: В смысле, какой режиссер, у тебя спрашивали?
Грымов: Я сказал, не надо у меня спрашивать, это ваша вотчина, вы делаете все, что называется, в рамках закона. Полная свобода творчества. То есть, если там нельзя, понятно, мат, это все понятно, полная свобода. Обещал всяческую поддержку, быстро назначили худрука мы там, которого в одном театре было необходимо назначить, долго тянулось. Какие-то движения сделали. Я горжусь тем, что мы без копейки денег организовали приезд из деревень в Орел, в музеи, в театры, школьников, более тысячи человек приехало. Я не знаю, есть ли там это до сих пор или нет. Я думаю, что уже нет, там «заднюю» все включают сразу.
Синдеева: Вот все равно, объясни мне, инертность, или нету денег, или инерция, или что? Вот ты же все решил, да.
Грымов: Прежде всего инертность, постоянная не критики, а критиканство, но постоянное.
Синдеева: Это со стороны кого? В основном чиновников?
Грымов: Чиновников, депутатов.
Синдеева: То есть ты говоришь, они говорят — какая-то фигня.
Грымов: Да. Они говорят, давайте обсуждать, давайте какие-то международные, национальные конкурсы устраивать. Я говорю, ребята, вы что? Мы собираем команду профессионалов, которые знают, как. Давайте сейчас мы народный конкурс устроим врачей, вам нужно что-то починить, и будет конкурс. Постоянно идет критика и критиканство. В сухом остатке я ушел в августе, понимая, что совмещать «Модерн» (я совмещал театр «Модерн») и Орел практически невозможно, в такой системе координат. Я-то думал, что есть команда людей, мы ее сформируем, построим, и можно будет изменить. Я сделал первую за историю Орла туристическую карту. Туристическую карту, никому это не нужно, никто это не хочет брать и делать. Поэтому, я считаю, что все зависит от губернатора, только инициатива от него, это желание изменить культурную среду и деньги, причем адекватные, это не очень большие деньги.
Синдеева: То есть Мединский, который декларирует в общем-то активное развитие, скажем так, культурных институций в регионах, это все слова, потому что на месте оказывается все не так.
Грымов: Я не общался с господином Мединским на эту тему.
Синдеева: А ты считаешь важным озвучить эту позицию? Если есть такая проблема, и ты с этим столкнулся.
Грымов: Важным, конечно. Очень важным. Очень важно озвучить то, что в регионе, в городе есть колоссальный культурный потенциал, колоссальный культурный потенциал, а) это недалеко от Москвы. Я уверен, что на туризме может город зарабатывать, область может зарабатывать. Потому что это близко, 3,5 часа на поезде, и ты там, прекрасные музеи. Но это надо все организовать, люди приезжают и не знают, куда деться. Мы все это стали делать, но, понимаешь, вот сейчас я читаю какие-то статьи, в Орле, удивительно, депутаты, которые такие критики, они говорят, как это так, все было шумно, и чего-то у нас с юбилеем Тургенева не очень. А я читаю, мне смешно, а что шумно было, когда предлагали, все были, все сидели и были критики, все были критики, все чего-то не хотели. Мы провели субботники, народ пришел убирать территорию около музея, загаженную территорию около музея. Загаженную! Мы сами вот так ручками это разгребали. Но я понял, что КПД нижайший, полная апатия, нежелание что-то менять, и полное отсутствие денег. Вот и все.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС