После ареста журналиста Ивана Сафронова по делу о госизмене Иван Голунов в программе «Синдеева» объяснил, зачем обычным россиянам нужны журналистские расследования — даже на, казалось бы, отстраненные темы, которые не касаются их напрямую.
Синдеева: Вань, за последнее время случилось еще много всего резонансного, было предъявлено обвинение журналистке псковского издания Светлане Прокопьевой, и в общем-то с нее не сняли обвинение в оправдании терроризма, и только что не посадили, а присудили штраф, и есть какое-то такое ощущение, что просто машина сорвалась и каждый день кого-то арестовывают, кому-то предъявляют обвинение. Вот буквально сейчас вот прямо, три минуты назад, пришла информация о том, что опять арестовали, задержали Верзилова, издателя «Медиазоны», а до этого он уже отсидел свои пятнадцать суток и несколько обысков. В общем, ситуация очень тревожная, и мне хотелось, чтобы мы сегодняшний разговор построили не вокруг тебя и твоего кейса, а вообще вокруг того, что происходит сейчас с журналистами. А самое главное, мне бы очень хотелось рассказать людям, вот просто нашим обычным зрителям, что такое журналистика, зачем она нужна, почему эта работа стала такой опасной. Вань, представь, что перед тобой не медиаменеджер и руководитель телеканала Дождь, а Иван из города Мичуринска или тетя Маша из города Калуга, которые, я это точно знаю, не понимают иногда, вообще в чем суть журналистики, считают, что либо это пропаганда, либо это инструмент влияния, или инструмент каких-то заинтересованных лиц. Я часто слышу мнение о том, что вот, конечно, вышел этот репортаж, понятно, что его «заказали», понятно, что есть какой-то интересант, который это делал. Вот давай попробуем им рассказать, что такое журналистика.
Голунов: Журналистика — это, прежде всего, собственно, информация. Мы делимся, можно разделить немножко журналистику на ту историю, где журналист добывает информацию и рассказывает людям информацию, которая позволяет им дальше более правильно принимать свои решения, более правильно строить свою жизнь, понимать, что за этим стоит, понимать, не знаю, почему каждый год меняют бордюры у него во дворе, это тоже важно. И вторая часть журналистики это, не знаю, какие-то, наверное, как это инфотейнмент можно это назвать, там разнообразные блоги…
Синдеева: Давай мы с тобой про информационную журналистику, потому что вот за последнее время фактически все кейсы, которые мы сейчас обсуждаем, они связаны с информационной журналистикой. Что такое расследование и вообще зачем это нужно? Зачем, вот тете Маше давай объясним в Калуге, зачем нужно, чтобы журналист сделал это расследование?
Голунов: Можно говорить не обязательно про расследование…
Синдеева: Ну, материал информационный.
Голунов: Там новостная журналистика, то, что собственно, делал Иван Сафронов, как бы делал новости, и рассказывал новости о военно-промышленном комплексе, рассказывал новости о космосе. От Ивана мы узнали, что самолет МС-21 вновь задерживается, узнали, почему, на каком этапе случились проблемы у ракеты носителя космической «Протон», которые раньше взлетали хорошо.
Синдеева: Зачем это нужно обычному человеку?
Голунов: Он хочет, обычный человек хочет гордиться своей страной, хочет гордиться космосом, он хочет, чтобы ракеты летали. И если ракеты не летают, понимать, почему это происходит, где эта ошибка. Вот как мы помним, с «Протоном» ошибка была почти в конкретном, можно сказать, человеке, в рабочем из Воронежа, который там не совсем правильно все собирал, из-за этого страдал огромный механизм, огромное устройство, не говоря уже об отрасли, в производстве которого задействованы тысячи человек. Как бы из-за того, что мы понимаем, что вот где-то что-то, где-то не докручена гайка, и в прямом, и в переносном смысле.
Синдеева: Привлечь к этому внимание. Зачем? Что за этим в идеальном мире должно последовать, вот за любым таким материалом?
Голунов: Понимание, собственно, как строить дальше. То есть, зачем нам нужна информация? Для того, чтобы мы дальше могли строить свои действия, строить свои планы как бы в соответствии с этой информацией.
Синдеева: Ну, где тот «Протон» и где я? Извини, я вот сейчас, правда, я выступаю той тетей Машей, потому что я поняла, что это очень важно.
Голунов: «Протон» и тетя Маша, как бы тетя Маша хочет гордиться великой космической державой Россией.
Синдеева: А ей взял журналист и рассказал, чего гордиться, у нас вон падает.
Голунов: Не просто падают как бы, а почему это падает, из-за чего это происходит, и происходят ли там какие-то изменения, или же все-таки сейчас попадает пару раз, и все скажут: «Ладно, давайте забудем про наш космос».
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.
Фото: Агентство «Москва»