Писатель Григорий Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин несколько раз давал прогнозы на правление Владимира Путина, но ошибся. Он объяснил свою ошибку и рассказал, как Россия может выбраться из цикла авторитаризма.
Синдеева: Вот вы несколько раз давали прогнозы, и Ванга из вас не очень хорошо получилась, потому что первый раз вы в 2004 году сказали о том, что, ну, где-то, наверное, там Путину лет десять плюс-минус один год. Потом в 2009 году вы подтвердили это же, в 2012, когда пошли на прогулку писательскую. Опять появилась какая-то маленькая надежда. Я помню, вы в программе у Парфенова с Познером прям с горящими глазами говорили о том, что вот как бы все, люди больше не могут! Москва не может больше, ок, может быть, не Россия, но Москва не может это все больше терпеть. И после этого уже прошло пять лет. Что с нами не так? Почему мы?
Чхартишвили (Акунин): Это два разных вопроса. Первый вопрос: что со мной не так, второй вопрос: что с нами не так? Я сначала отвечу на первый. Значит, я действительно в прогнозах ошибаюсь часто, потому что для меня свойственно думать о людях лучше, чем они того заслуживают, вот. Я, например, именно так думал об умственных способностях Владимира Путина. Мне казалось, что как-то вот все соображения логики и здравого смысла ведут человека к тому, что для России все-таки снова строить тоталитаризм – это будет неправильно. Но в 2014 году Путин сделал другой выбор, по видимости, испугавшись украинских событий, испугавшись Майдана. Ну, и теперь вот произошло то, что произошло, и кончится это в конечном итоге все равно плохо, в том числе и для него самого. Я опять делаю прогноз, но на сей раз думаю, что не ошибусь. Вот. А что касается всех нас, что с нами не так? Я думаю, что по-человечески с нами все так, да? Я не верю в то, что над Россией там висит какой-то зловещий рок, или что там наш народ имеет любовь к крепостному праву или не любит свободу.
Синдеева: Вот этот особый путь наш, это вот все?
Чхартишвили (Акунин): Особый путь? Нет. Люди есть люди, они устроены все более или менее одинаково. Просто у нас такова структура государства, и создал его не Владимир Путин, оно создано уже очень давно вот таким, что оно все время восстанавливает одну и ту же государственную модель. Оно все время возвращается к одной матрице. И до тех пор, пока… Никто еще не пытался всерьез вот разобрать этот фундамент и собрать его по-другому – никогда! Никакая революция! Вот до тех пор, пока этого не будет сделано, я думаю, что всякая попытка демократизации и либерализации будет заканчиваться реваншем вот такого вот авторитаризма.