Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Вторая половина жизни: жить или доживать? Психолог — о двух разных подходах к старости
Читать
13:50
0 19646

Вторая половина жизни: жить или доживать? Психолог — о двух разных подходах к старости

— Психология на Дожде

Клинический психолог Люция Сулейманова рассказывает о второй половине жизни и двух разных подходах к ней — «дожитие» (или «ожидание смерти») и «возраст вдохновения», — а также о страхах, которые неизбежно возникают у каждого в старости.

Добрый день. Меня зовут Люция Сулейманова, я клинический психолог, кандидат психологических наук. И сегодня я хочу рассказать об одной из тем, которые являются моими флагманскими, которыми я давно занимаюсь в своей практической работе, о теме второй половины жизни.

Я выбрала сравнительный подход для того, чтобы рассказать об этой теме, то есть бывает концепция «дожития», когда мы рассматриваем вторую половину жизни как ожидание смерти. И это такой официальный термин, который раньше использовался для всех людей, которые выходят на пенсию. Или он называется возрастом второй половины жизни, и это совершенно другая концепция, совершенно другое отношение. Метафорически это можно выразить так, концепция дожития это когда ты катишься с горки, жизнь становится все мрачнее и хуже, и это фактически ожидание смерти. Ну и при этом разрешение использовать себя любым образом: если у тебя есть семья, она тебя использует, если у тебя есть какие-то близкие друзья, они тебя используют, потому что у тебя есть ощущение, что эта жизнь тебе особо уже не принадлежит, скоро она закончится. И вторая история, когда ты рассматриваешь вторую половину жизни как возраст вдохновения, так и называется моя книга, которая посвящена второй половине жизни.

Чем отличаются два этих подхода? Человек, который живет и относится к этой трети своей жизни как ко второй половине жизни, он идет по горизонтальной дороге и радуется тому, что происходит вокруг. Видит то, что вокруг, получает удовольствия и какие-то новые сложности или какие-то новые изменения воспринимает не как вызов, а как новую информацию для себя.


И сейчас мы поговорим о том, каким образом работает наш мозг, как он реагирует как раз на вот эти изменения. Я в своей книге говорю, конечно, и о том, как меняется статус, как мы на него реагируем, как у нас меняется внешность, и как это связано с нашей реакцией, как мы реагируем на отношение к нам других людей, как мы реагируем на вообще стиль нашей жизни, который возникает, образовывается у нас. Но самое главное это то, что происходит внутри нас, какие внутренние изменения у нас есть.

Первая тема, которой, конечно, все боятся, какие у нас есть страхи именно на уровне физиологии, мы все боимся изменений памяти, вообще всех изменений, связанных с восприятием, с мозгом, с тем, что называется психологией «когнитивными функциями». То есть, как мы воспринимаем информацию, как мы запоминаем информацию, как мы думаем, и способны ли мы вообще принимать решения, эмоционально обслуживаем мы их или нет.

Что происходит с немолодыми людьми обычно, которые выбирают для себя концепцию дожития? Они считают, что то, что в их жизни происходит, это, к сожалению, безнадежность, она каждый раз будет становиться хуже, и фактически потеря памяти ждет их в конце. И вообще мы очень драматизируем вот этот процесс, который с нами происходит, процесс потери этих сил. Хотя на самом деле в последнее время, естественно, и нейропсихологи, и нейрофизиологи очень много занимались исследованиями того, что происходит с человеком в определенном возрасте.

Например, исследовали группу людей от 50 до 90 лет, которые занимались не очень активным образом жизни и не очень много занимались интеллектуальным развитием своим. Дальше их разделили на три группы, одной группе предложили каждый день по полчаса гулять быстрым шагом, второй группе предложили разгадывать кроссворды и играть в какие-то интеллектуальные игры, и третьей группе предложили брать уроки рисования. До этого проводили, естественно, нейропсихологическое обследование памяти. И в результате у них у всех улучшились показатели, в несколько раз.

Но как вы думаете, какая группа оказалась наиболее лидером, с точки зрения улучшения? Группа, которая училась рисовать. Почему? Потому что, во-первых, у немолодых людей мозг начинает лучше воспринимать визуальные образы. Во-вторых, рисование — это новый опыт, не просто физическая активность и снабжение мозга кровью или работа с развитием интеллекта, а это новый опыт, новые возможности, и соответственно, у нас начинают развиваться новые нейронные пути в мозге. И это, таким образом, начинает давать нашему мозгу возможность гораздо быстрее воспринимать информацию, обрабатывать ее.

И вообще, геронтологи на сегодняшний день дают нам очень перспективную информацию о том, что будет дальше, то есть те, кому сейчас 30 и 40, могут вообще с надеждой смотреть в будущее. Потому что на сегодняшний день мы получаем очень много различной информации от разных гаджетов, и эта информация дается в большом темпе, в результате мы получаем хороший опыт быстрой работы с информацией, чего раньше очень не хватало немолодым людям, в результате наш мозг получает хорошую тренировку.

Второй страх, который у нас у всех есть, мы все опасаемся смерти, то, что называется возрастным кризисом, и то, что называется переживанием стресса. Раньше считалось, что у нас недостаточно гормонов, которые справляются со стрессом, и с возрастом они постепенно вырабатываются, вырабатываются, и к концу жизни нам не хватает определенного количества биологических ресурсов, чтобы справиться с этим процессом.

А на самом деле сейчас физиологи выяснили, что проблема в том, что в немолодом возрасте у нас, наоборот, гормонов стресса вырабатывается гораздо больше. И проблема, что если мы выбираем подход второй половины жизни, понимаем, что стресс сначала активизируется, потом нам нужно некоторое время, чтобы отдохнуть, восстановиться, и мы заново можем получить тот же объем активности. Это связано с тем, что гормоны стресса вырабатываются не так, как раньше у молодых людей, то есть вот такая вот кривая, а они достаточно долго и быстро (нрзб.) уходят, то есть мы можем продолжать чудить как и раньше, и делать то, что мы хотим, надо понимать, что мы можем себе это позволить делать несколько медленнее.

И тогда мне хочется сказать о следующем, что возраст дожития, отношение, концепцию дожития, мы можем воспринимать как… Представьте гномиков в разноцветных колпачках, которые пытаются для себя вырыть какой-то тоннель для того, чтобы подойти к какой-то точке. Мы все в жизни роем какой-то тоннель, чтобы выйти на свет, о котором мы мечтаем. Вот гномики, которые из концепции дожития, они видят этот тоннель только прямым, и когда что-то обваливается, когда что-то меняется, и даже когда они сами что-то стимулируют в этой породе, то они пугаются, они сердятся, и они не используют энергию того, что происходит, они останавливаются.

Гномики из нашего другого мультфильма, про вторую половину жизни, они считают, что тоннель не должен быть прямым, в природе нет очень прямолинейных решений, все достаточно сложные. И они легко делают различно, то есть копают какие-то обходные пути, не пугаются того, что происходит, тогда они могут использовать ту энергию стресса, ту энергию обвала, которая есть, для того, чтобы активизировать свое движение вперед и воспринимать эту ситуацию как приключение, как вызов, как игру. Потому что жизнь, она продолжается, а то, какая она, зависит от нашего восприятия. И я вам всем желаю, чтобы ваша жизнь сложилась именно так, как это бывает в концепции второй половины жизни.

Вообще у нас в психофизиологии еще есть несколько интересных исследований, которые проводили. Например, одно исследование с возрастом было посвящено тому, как мы, как мужчины и женщины стареют. Выяснилось, что мужчины, естественно, стареют, по идее, быстрее, потому что женщины легче и гибче реагируют на многие вещи, поэтому мужчины живут меньше, чем женщины в этой ситуации. Однако на сегодняшний день уже доказано, что это не зависит от пола, это зависит от того, насколько человек легко и гибко относится к различным изменениям в жизни, и насколько его уровень амбиций он может координировать с реальностью. Если он это делает, то тогда у него в этой ситуации совершенно легкий и эффективный способ решения различных задач.

И что еще характерно для возраста второй половины жизни, вообще для подхода второй половины жизни, очень важно, чтобы у тебя была социальная поддержка. У людей, у которых есть много друзей, они гораздо легче переносят стресс, и поэтому считается, что женщины переносят стресс гораздо лучше, чем мужчины, потому что мужчины стараются быть сильнее, у нас вообще есть запрет на то, что мужчины рассказывают о своих чувствах или показывают свою слабость. При этом это не только в России, это, в общем-то, международный подход. У женщин такого запрета нет, хотя в последнее время женщинам мягко намекают, что надо быть гораздо более сильными, сдержанными, ответственными. Это накладывает дополнительную обязанность быть избыточно жесткими все время, то есть человек никогда не может расслабиться.

А смысл нашей жизни и вообще общения в стрессе, заключается в том, что мы напрягаемся в течение короткого времени, потому что у нас организм животного, у нас не организм реального, сегодня существующего человека, наш организм не соответствует на самом деле тем условиям, в которых мы живем. Мы функционируем как самые первые люди, то есть мы функционируем как неандертальцы, то есть мы фактически очень коротко способны быстро-быстро и много работать, и наш организм вырабатывает очень большое количество энергии по этому поводу, а потом нам нужно достаточно долго отдыхать и как можно меньше волноваться. Вот древние люди, они не фиксировались, и наш древний мозг, он не волнуется, он просто сначала делает, а потом думает, потому что в него все отработано до автоматизма. А вот наша кора, она может переживать о том, что будет когда-то, и таким образом у нас нет возможности отдохнуть и перейти, в общем, получить ресурс, мы постоянно в каком-то хроническом стрессе.

Вот люди, который выбирают вторую половину жизни, они не думают о будущем, они все время фиксируются на настоящем, потому что будущее, оно может закончиться завтра, может закончиться когда-то, мы этого не знаем. Но зато мы знаем, что происходит сейчас, и мы не теряем этого момента, мы радуемся ему и стремимся максимально получать от этого удовольствие.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века