Клинический психолог Люция Сулейманова рассказывает о двух типах любви зрелых женщин — фее, которая всегда заботится о других, но не о себе, и мачехе, которая всегда хочет большего — их плюсах и минусах, а также о том, как взять лучшее от каждого из этих типажей.
Добрый день. Меня зовут Люция Сулейманова. Я клинический психолог, кандидат психологических наук. И сегодня я хочу поговорить об одной из тем, которые волнуют нас всех и волнуют нас всегда, об отношениях между мужчиной и женщиной, как они друг с другом обходятся. И естественно, сегодня я, наверное, буду больше обращаться к женщинам, хотя, возможно, эта тема и мужчинам будет интересна.
Мне хочется поговорить о женщинах, которые зрелого возраста. Недавно я как раз написала книжку на тему «Как попасть во дворец, если ты не Золушка», и про два типажа юных, про мачехину дочку и про Золушку, я достаточно много выкладывала материалов, и в бесплатное пользование, в сети. Ну и в общем-то, книга, большое спасибо моим читателям, пользовалась большим резонансом, сейчас готовится второй тираж, я много говорила как раз о молодых героинях. Но сегодня мне хочется поговорить о тех двух героинях, которые относятся к зрелым женщинам, у которых есть опыт, у которых есть уже, возможно, дети, возможно, даже внуки. Но в любом случае это женщины, которые не являются юными, а ведут себя по отношению к мужчине по-разному, либо жестко, либо мягко, но в любом случае они чувствуют себя чуть-чуть выше, чем он, по статусу. И сейчас мы об этом поговорим. Это две роли — это мачеха и фея.
Сначала я хочу поговорить о мачехе, потому что мачеха на сегодняшний день самый любимый персонаж голливудских фильмов. Мачеха — это прекрасная Миранда из «Дьявол носит Prada», и директор любого предприятия в наших российских фильмах, то есть таких примеров вы можете найти очень много, это наши реальные бизнесвумен. Это женщина, которая, возможно, чиновник с большим опытом, то есть это человек, который в девяностые годы, несмотря на то, что рядом мужчина переживал, брала все на себя, занималась всем, что возможно, для того, чтобы решить вопросы в семье. Это вообще очень характерный для России типаж женщины, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.
В чем проблема мачехи? Она видит только социальные результаты, она мечтает только о материальных результатах. Она презирает слабость, и поэтому она к Золушке относилась совершенно без всякой жалости и без всякого пиетета. И самое главное, что она выстраивает прекрасные отношения с мужчинами, если они выше ее по статусу, а так они для нее либо конкуренты, либо люди, которых она не рассматривает как партнеров, то есть у нее нет партнерских отношений. Даже будучи помощником или вторым партнером в паре, она всегда будет стремиться всех перегнать, и это в конце концов сыграет с ней плохую шутку.
Например, если в продолжение истории про Золушку, когда мачеха попадает во дворец, потому что Золушка уже обладает там определенным статусом, а мы помним, что она очень добрая и не будет возражать, если мачеха немножко попользуется возможностями, она, естественно, выстраивает прекрасные отношения с премьер-министром, потому что они два сапога пара. И она будет с ним работать, она будет для него прекрасным бизнес-партнером, но на каком-то моменте ей захочется большего, ее проблема, что она все время хочет большего. У нее ведущий гормон — это дофамин, гормон, который активизирует нашу поисковую активность, который заставляет нас двигаться к цели, не останавливаться, который дает нам возможность ничего не бояться и получать максимальные результаты. Проблема с дофамином только одна — ему все время недостаточно того, что мы делаем.
Например, исследования про людей в древности. Человек прибегает к реке и видит там много-много рыбы. И он радуется, потому что сейчас он прибежит обратно в свое племя, все будут ему аплодировать, все будут его уважать за то, что он вообще хороший добытчик, он будет получать массу дивидендов и массу гормонов радости в результате. Но только в следующий раз уже такой реки с рыбой такого количества, ему будет недостаточно. Для того, чтобы у него опять выработался вот этот вот гормон предвкушения великих достижений дофамин, ему нужно будет гораздо большую реку с гораздо большим количеством рыбы, или, может быть, не реку, а что-то еще необыкновенное, короче, все то, что он увидит, что сделали другие люди рядом.
И когда он видит чужие достижения, ему хочется их перегнать, и мачеха живет по такому же принципу, она живет по мужскому принципу — вижу цель, не вижу препятствий, и не готова ни в коем случае остановиться на малом, притормозить, даже если это опасно, потому что конкуренция между мужчиной и женщиной всегда мешает ей выстраивать хорошие отношения. Самое главное, она не боится быть плохой, активно этим пользуется, обладает максимальным количеством стратегий, но проблема в том, что она все время раскрашена черной краской, и ее практически никто не любит.
Давайте поговорим о том, что из этого типажа реально мы можем взять в нашу жизнь? Конечно, огромное количество энергии. Конечно, способность быть гибкой, выбирать, к сожалению, в краткосрочном варианте, то есть когда она видит цель и понимает, что шаг за шагом она туда подойдет, то она готова быть гибкой, сотрудничать и так далее. Что не нужно брать из этого образа? Мощнейшее чувство конкуренции, которое можно назвать практически завистью. То есть стимулируется не то, чтобы мы увидели, как хорошо сделал этот человек, и постараться научиться, и может быть, сделать лучше, но при этом ни в коем случае не сообщать, что он гораздо хуже. У мачехи получается, что когда она становится сверху, она перестает считаться с теми, кого ей удалось победить, и это проблема, которая мешает ее выстраиванию отношений. То есть ей нужны курсы по этикету, она бывает грубовата избыточно, и во-вторых, ей нужны, естественно, курсы по развитию эмоционального интеллекта.
Ну и самое главное, у нее был какой-то опыт травматический, то есть у нее все время ощущение — ей недодали, или ее обидели, или что-то произошло в жизни некомфортное. И в результате что нужно сделать мачехе? Выбросить эту избыточную энергию, чтобы она не мешала ее эффективному взаимодействию с другими людьми.
Что мы обычно лучше всего советуем таким женщинам? Танцы. Самое лучшее для женщины это танцы. И какой танец подходит мачехе? Фламенко. Чем активнее, чем сильнее, чем мощнее, тем лучше. Бокс мы мачехе не рекомендуем, потому что это только будет развивать ее способность к агрессии, а у нее и так высокий уровень развития агрессии.
Таким образом, мачеха — это тот прекрасный типаж, которым мы все хотим быть, но немножко боимся, потому что мы хотим, чтобы при этом нас очень любили. Вот для того, чтобы взять от мачехи много энергии и одновременно снивелировать отрицательные моменты, которые мешают ей достигать результатов, необходимо сбалансировать это все, периодически добавляя туда другой типаж зрелой женщины, это типаж феи.
То есть это та женщина, которая, как мы помним, всегда заботится о других. У нее никогда нет собственных желаний, она видит чужие задачи и легко их выполняет. У нее огромное количество навыков, ей ничему не надо учиться, она может все. Единственная проблема, все она может для других. Есть большая проблема ее взаимоотношений с другими людьми, люди очень часто и быстро привыкают к тому, что фея дает очень много тепла, заботы, рядом с ней можно ни о чем не думать. Ты начинаешь расслабляться, и вот это состояние бесконечного расслабления развращает партнера рядом.
И в результате, через какое-то время, когда фея вдруг начинает понимать, что в принципе ее уже и не очень ценят, ее чудеса не доставляют большого количества радости, от нее требуют все большего и большего, и она начинает думать о том, что ее-то никто не видит. Благодарность, в виде радости, которая была, она закончилась, а начинаются только требования — почему ты перестала о нас заботиться, почему ты перестала все это делать?
Вторая проблема, которая есть у феи, она очень манипулирует человеком, которого ведет в рай. То есть она четко знает, куда ему нужно идти, и она не очень учитывает его желания. Она только думает, что она их учитывает, но на самом деле она ведет к добру путем принуждения, просто мачеха делает это открыто, загоняя пинками, а фея старается соблазнить какими-то перспективами для того, чтобы у человека появилась мотивация движения. И вот то, что человек является объектом мотивации, фее не прощают.
То есть фее не прощают двух вещей: то, что она манипулирует другим человеком, и это у нее, к сожалению, часто бывает, потому что когда ты так много можешь, сложно не соблазниться и не использовать волшебные навыки, а манипуляция — более легкий путь, чем заталкивание ногами. И второе, это то, что она не думает в этот момент о себе, о своих интересах, о своих задачах. И когда она ждет этой благодарности, когда она ждет понимания от партнера, к сожалению, получает только недовольство и агрессию, по поводу того, что она перестала быть вот этим вот волшебным источником, из которого можно бесконечно пить. А у нее тоже ресурс не бесконечен.
Так что же все-таки делать фее для того, чтобы подпитаться? Как ей восстановить себя вообще в этой ситуации? Во-первых, фее безусловно не хватает статуса. Когда она его теряет, статус вот этой вот волшебной прекрасной девушки, она все время его заслуживает, заботясь о других. А ей нужно заняться чем-то, что дает статус непосредственно ей самой, найти дело, от которого она получает удовольствие, где она является звездой, а не все остальные вокруг, то есть использовать свою волшебную палочку для себя.
И вторая тема, если мы говорим о том, как сбросить уже ту накопившуюся боль и усталость, которая есть, где найти ресурс, то какой танец лучше всего подходил бы фее в этой ситуации? Самый легкий, либо вальс, где можно повиснуть на плече у партнера (если партнер приличный), закружиться и получать удовольствие, либо фокстрот, где ты не думаешь о будущем, ты просто радуешься себе, от того, как ты двигаешься, от того, как ты получаешь удовольствие, и от того, что ты не ведешь, ты можешь положиться на партнера. Но фее еще нужно научиться не делать этого самой, а доверить партнеру в этой ситуации.
Это правда, поэтому самый оптимальный вариант в этой ситуации — поменять роль. Переходить из образа феи в образ мачехи — плохая идея, потому что партнер обычно убегает в таких ситуациях. Поэтому самое оптимальное решение, это перейти в образ мачехиной дочки, потому что Золушка — это молодая фея, то есть он получит все то же самое, только еще и с элементами слабости. А надо перейти в образ мачехиной дочки, которая всегда знает, чего она хочет, которая занята собой и своими задачами, то есть очень важно аккуратненько расцепиться на некоторое время, чтобы партнер хотя бы научился сам ходить, а не висеть постоянно.
А вот как стать мачехиной дочкой, как развить в себе мачехину дочку, это история, о которой нужно поговорить отдельно. То есть для того, чтобы стать мачехиной дочкой, очень важно, во-первых, себе это разрешить. Мы очень часто себе не разрешаем иметь большое количество желаний, и вот эта вот идея о том, что мы должны быть хорошими девочками, она нам сильно мешает. Потому что мачехина дочка, у нее много навыков, она четко видит свои задачи, и соответственно, она все время подпитывается новыми гормонами, потому что она достигает результата для себя, получает новые гормоны, она сможет делиться с партнером. Но почему фее надо перейти в мачехину дочку, потому что это самая ресурсная роль, она все берет от других и умеет мало кому чего давать. Другие просто радуются от того, что она получает какие-то возможности. Вот такая чудесная роль, ей надо научиться.
Первым делом надо понять, что это очень полезная роль, очень эффективная. А второе, скажу честно, что по опыту работы с клиентами-мужчинами, очень многим сильным, уверенным в себе, эффективным мужчинам мачехины дочки очень нравятся. Потому что они так радуются всему, что получают, они постоянно кидают историю «прыгай выше», они настолько стимулируют в мужчине вот эту историю охотника, что в результате мачехина дочка получает большое количество возможностей. Единственная проблема мачехиной дочки — она заигрывается, как и мачеха, она начинает хотеть все больше, больше и больше, и перегружает мужчину своими хотелками. Вот у мачехи и у мачехиной дочки две проблемы, они не могут остановиться вовремя. У них все хорошо, они не могут остановиться.
У феи проблема то, что она падает, вот, знаете, как Мелани в «Унесенных ветром», которая пошла работать на поле, и ей не хватало большого количества сил для этого. И она отработала под жарким солнцем практически весь день, а к концу дня просто упала, не продумав о том, что будет дальше. Вот мачехина дочка, она нашла бы выход, как бы аккуратно сбежать с этого процесса. И она была бы самой полезной в этом процессе, потому что вечером она бы всех встретила, все бы ей были безумно благодарны, и еще бы рассказывали, какая она молодец. То есть, конечно, у нее много хитрости, но мы можем назвать это и гибкостью, и умением использовать ситуацию для себя.
Ну а чуть более развернуто об этом можно прочитать в моей прекрасной книжке. Прекрасной, потому что ее издало прекрасное агентство, занимающееся современным искусством, и у меня там прекрасные иллюстрации художника Георгия Литичевского, знаете, прямо как кусочки из фильма, и дают вот этот вот ощущение понимания каждого типажа.