Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«„Гарри Поттер“ — это Евангелие XXI века». Дмитрий Быков — о Джоан Роулинг как идеальном кандидате на Нобелевскую премию
Читать
21:28
0 13078

«„Гарри Поттер“ — это Евангелие XXI века». Дмитрий Быков — о Джоан Роулинг как идеальном кандидате на Нобелевскую премию

— Нобель

Новый выпуск программы «Нобель» посвящен Джоан Роулинг, британской писательнице, наиболее известной как автор серии романов о Гарри Поттере, однако все еще не получившей Нобелевскую премию. Книги о Гарри Поттере были проданы в количестве более 500 миллионов экземпляров и стали самой продаваемой серией книг в истории, а также легли в основу серии фильмов, которая стала третьей по кассовому сбору в истории. Дмитрий Быков рассказывает, почему премия Джоан Роулинг может стать «искуплением грехов» Нобелевского комитета, какие евангельские мотивы прослеживаются в «Гарри Поттере», почему Северус Снейп — это оправданный Иуда, а черты Волан-де-Морта есть даже в Путине и Трампе? 

Здравствуйте, дорогие зрители. С вами снова программа «Нобель» на Дожде, ее бессменный ведущий Дмитрий Львович Быков и я, вечно ему помогающая Александра Яковлева. У нас сегодня ненобелевский выпуск, мы обсуждаем возможную кандидатуру будущих лет на Нобелевскую премию по литературе, никто этого не знает, но нам кажется, что однажды такое может произойти. Это Джоан Роулинг.

Дело в том, что сказочную прозу несколько раз обсуждали, как возможного кандидата. Это, во-первых, экспансия «Нобеля» на территорию массовой культуры, а «Нобель» любит экспансию, во-вторых, это абсолютно заслуженное награждение, поскольку влияние Роулинг на мир, я думаю, огромное, я думаю, оно превосходит все, что сделали последние нобелиаты в этой области, превосходит, я думаю, даже влияние Боба Дилана. Ну, и в-третьих, знаете, у «Нобеля» до сих пор некоторая «родовая травма», травма слово сейчас очень модное, не наградили Астрид Линдгрен, которая прожила почти сто лет в ожидании этого награждения, и все шведы ждали, что ей «Нобеля» дадут. Туве Янссон должны были наградить, конечно, за «Муми»-цикл, за ее взрослые мистические романы, за ее изумительные повести детские, но не дали. А теперь, я думаю, Роулинг получит за все, за всю детскую литературу, которая вечно недооценивалась, вечно была где-то на заднем плане. Просто она сегодня идеальный кандидат, не говоря уже о том, что и с идеализмом там все в большом порядке, и с распространением прекрасных евангельских истин, и с художественным качеством. А уж сколько она делает для благотворительности и для торжества мира во всем мире, это просто не описать. Роулинг, однако, нам дорога не этим всем. Это тоже хорошая вещь, конечно, всегда приятно, когда писатель щедро тратит свои заработки на помощь детям.

И не только детям.

Всем, да. Но приятно то, что Роулинг, вне зависимости от ее прогрессивных взглядов, и вне зависимости от того, что она просто очень хороший человек, она еще при всем при этом действительно создала Евангелие XXI века. Ну, вот так получилось. В конце концов, конечно, евангелисты, прав Александр Кабаков, были прежде всего гениальными писателями, но вот Четверокнижие о Христе, оно же собственно не является как бы их заслугой. Чтобы уж действительно не возвеличивать Роулинг слишком сильно, это как бы их ударила вот такая молния, как молния ударила в Гарри Поттера, и они ее запечатлели. О себе Роулинг сама сказала очень точно: «В каждой серьезной книге есть автопортрет, и есть такое изображение метода, минимодель метода. Там когда Снейп подслушивает в «Кабаньей голове» пророчество Сивиллы Трелони, он вдруг замечает, что Сивилла заговорила не своим голосом, он слышит вдруг такой мужской бас. Когда она пророчествует, у нее прорезывается другой голос. Вот Роулинг, когда она пишет «Гарри Поттера», у нее другой голос. Когда она пишет про своего Корморана Страйка, весь этот цикл про сыщика, все эти «Шелкопряды» и прочие дела…

Детективы.

Да, детективы. Это очень хорошая литература, хорошие детективы, но они и расходились бы своими честными тиражами по 30 тысяч экземпляров, как было изначально, пока она не раскрыла инкогнито. А Роулинг как автор романа «Случайная вакансия», под собственным именем, ну хороший бы писатель современной Англии, добрый, и чувство добрые, и ирония замечательная, и детей понимает, хорошая литература, и это прекрасно, что она пробует себя в разных жанрах, хочет писать «Зов Кукушки», пусть пишет «Зов Кукушки», никто не возражает. Но Роулинг, когда она возвращается в мир Гарри Поттера, она гений, нормальный такой гений, который действительно предлагает нам совершенно новую картину мира, новых героев, которых хочется любить, новый мир, невероятно убедительно построенный, мир с прекрасным знанием латыни, французского, мифологии, алхимии, замечательно выстроенная вселенная. И прав, конечно, Голышев, один из лучших российских переводчиков, который сам поучаствовал в переводе пятого тома, и вот он-то сказал, что замечательная книга, в которой антураж лучше сюжета. Она великолепно придумывает обстановку, ну а сюжет временами провисает, временами избыточен, это не важно. Важно, что она предъявила мир, и в этом смысле, конечно, она вполне «Нобеля» заслуживает.

Но тут важно вот еще что. Все великие бестселлеры написаны на один и тот же христологический сюжет, на сюжет плутовского романа, начиная с Евангелия и заканчивая «Гарри Поттером». У всех этих романов многократно мной перечисленные одни и те же сюжетные схемы, будь то «Уленшпигель», будь то «Шерлок Холмс», будь то «Гамлет», обратите внимание, это все бестселлеры, это и Сервантес, это и Бендер.

«Властелин колец».

«Властелин колец» более сложная схема, она отдельно. «Властелин колец», на мой взгляд, все-таки далеко не такая знаменитая книга, как «Гарри Поттер». У героя обязательно проблемы с отцом, потому что истинным его отцом является бог. Он обязательно умирает и воскресает, потому что пишется эта книга в темные века, между двумя хорошими эпохами, как «Гамлет» написан между Возрождением и Просвещением, как Христос пришел между античностью и Возрождением, как Шерлок Холмс пришел в темный викторианский век, между Просвещением и модерном, это нормально. У этого героя никогда не может быть женщины рядом, она всегда его где-то ждет, потому что он рушит мир, а она строит гнездо. У этого героя учение всегда пародийное по отношению к канону, и несколько иронически его переосмысляющее. И сами эти тексты всегда написаны в жанре пародии, пародическая функция ведь это не высмеивание, это перемещение текста в другой контекст. Евангелие тоже пародия на Ветхий завет, а Новый завет просто ироничнее и милосерднее. И «Дон Кихот» пародия на рыцарские романы, и «Шерлок Холмс» пародия на традиционный детектив.

И конечно, история Гарри Поттера во многих отношениях пародия на Диккенса или на сестер Бронте. Естественно, у этого героя всегда есть враг-предатель, всегда есть глуповатый друг, через которого мы смотрим на него с которым мы идентифицируем читателя, это апостолы, или Санчо Панса, или Ватсон, или Горацио, или Балаганов, или Рон Уизли. Много еще есть особенностей у этого текста, христологического, как и все, и главное, по его мотивам всегда существует ролевая игра. По мотивам Евангелия ролевая игра захватила весь мир, и мы до сих пор устраиваем крестные ходы и празднуем Рождество, потому что заразительный текст, играть в него хочется. Именно поэтому ролевики всего мира так ударились в игру по «Гарри Поттеру», хочется пожить в мире Гарри Поттера.

Но есть две принципиально новые вещи, которые Роулинг внесла в евангельскую легенду. Во-первых, в Евангелии, как ни странно, еще нет сатаны, он не появляется. Его упоминают, Христос видел его низверженным с неба, он искушал Христа в пустыне, но как персонаж он не появляется. За эти две тысячи лет он собрался по крестражам, и зло предстало в полный рост, мы увидели лик зла, мы увидели Волан-де-Морта. Это действительно лик абсолютного зла, даже более последовательного, чем Грин-де-Вальд, потому что у Грин-де-Вальда есть хоть какие-то правила и хоть какая-то идеология, а это просто мерзость сама по себе, воплощенная.

Во-вторых, человечество делает все больше шагов для оправдания Иуды, для оправдания себя, которое не приняло Христа. Ведь это не было детерминировано, человечество вполне могло принять бога, но оно его не приняло, оно сначала кричало ему «Осанна!», а через неделю «Распни его!». В этом-то и ужас, что Иуду человечество все время оправдывает, уже мы от Леонида Андреева узнали, что Иуда Искариот больше всех любил Христа, он просто помог ему осуществить миссию. Точно так же мы из «Гарри Поттера» узнали, что Снейп не просто так убил Дамблдора, а Дамблдор его попросил, он вот ему тоже таким образом помог, да еще заодно спас Драко Малфоя. Снейп это и есть оправданный такой Иуда, который, конечно, один из Пожирателей смерти, но он так любил Лили Поттер, и он такой вообще был славный малый, и он, честно говоря, прислал Гарри Поттеру патронуса, лань. Я уже не говорю о том, что Снейпа очень много обижали в детстве, поэтому ему его жестокость можно простить. Мы же теперь знаем из «Джокера», что если кого в детстве обижали, «забижали», тому все прощается, у него травма. Это очень легкое объяснение.

И не одна.

Да, штаны там с него снимали, все дела. Но беда в том, что на пути оправдания Иуды человечество зашло далеко, все хотят играть Снейпа в ролевых играх, он безумно привлекательный персонаж. У меня самого он не вызывает восторга, но ничего не поделаешь, девушки в него влюбляются.

Еще один очень важный, конечно, вклад Роулинг в создание великой литературы, это ее педагогическая утопия, это Хогвартс. Школа волшебства, которая, в отличие от Дурмстранга и от Шармбатона, изучает не темные искусства, а искусства преимущественно светлые, не галантную магию, а серьезную магию, рабочую магию, при этом магию, которая чревата серьезно гибелью. Это то обучение, которое может стоить жизни. Вселенная Роулинг — опасная вселенная, и мальчик с палочкой окружен гораздо большим числом реальных угроз, нежели мальчик без палочки, и ограничений моральных, мальчику с палочкой очень многого нельзя, хотя казалось бы, она дает ослепительную возможность, а вот, посмотрите, как это все опасно и сложно.

Обучение в Хогвартсе осуществляется на принципиально новом принципе: люди делятся не по профессиональному признаку, а по темпераментам. Четыре темперамента, четыре факультета в Хогвартсе: Гриффиндор, Слизерин, Когтевран и Пуффендуй, они соответствуют соответственно холерикам, меланхоликам, флегматикам и сангвиникам.

А можно поподробнее это?

Ну вот Пуффендуй это сангвиники ярко выраженные, такие как Седрик Диггори, они же, кстати, отличаются удивительной эмпатией, пониманием других существ, Ньют Саламандер, в конце концов из «Фантастических тварей», Ньют Саламандер тоже пуффендуец. Когтевран, я думаю, еще скажет свое слово, это такие Атосы, такие флегматики, Слизерин это меланхолики Арамисы, хитрецы, страшно кичливые, гордящиеся происхождением, ранимые центропупы. А Гриффиндор это Д’Артаньяны, холерики, сначала делаешь, потом думаешь, в общем, не зря говорят, что их девиз, девиз Гарри Поттера «Отвага и слабоумие», ничего не поделаешь, это так.

Но вот для меня очень опасно, очень печально, на мой взгляд, что эта тенденция, которую Роулинг сейчас обозначила в восьмой книге про Гарри Поттера «Проклятое дитя», там сын Гарри Поттера оказывается в Слизерине. Видимо, пришло время Слизерина, видимо, время прямых стратегий отпало, закончилось, и настало время мягкой силы Слизерина. Это очень печально, но ничего не поделаешь, это так.

Кроме того, в мире Гарри Поттера зло уже побеждено, там все происходит с небольшим опережением, а в нашем мире его только предстоит победить. Я не знаю, какое тотальное зло имела в виду Роулинг, Гитлер это Геллерт Грин-де-Вальд, это совершенно очевидно, не случайно он заточен в том самом Нурменгарде, который является некоторым зеркалом Нюрнберга, где фашизм зародился и где он был осужден. Нурменгард это то, что он выстроил для своих врагов, и там он сам доживал, пока его не убил Волан-де-Морт. Геллерт Грин-де-Вальд может в чем-то раскаяться, вот Волан-де-Морт это абсолютное зло. Вован-де-Морт, как его называют русские любители Роулинг, он абсолютное зло, он как раз вот те силы зла, которые сегодня склубились, сгрудились в мире и бродят. Это и силы обскурантизма, невежества, силы тоталитаризма, это может быть ИГИЛ, упоминание запрещено в России (Верховный суд России признал организацию террористической, ее деятельность на территории России запрещена), не знаю, это может быть радикальный ислам, это может быть террор, трудно сказать, как выглядит лик этого зла. Но оно бродит в мире, его черты есть в Трампе, в Путине, его признаки есть в «Брексите», миру предстоит еще одна схватка, более страшная, чем борьба с фашизмом, потому что у фашизма были хоть какие-то идеи, здесь идей нет никаких. И очень многие, как Беллатриса или Нарцисса, уже этому злу служат, уже Министерства магии во многих странах переметнулись на его сторону. Битва будет за молодежь, причем главная битва магической войны происходит в Хогвартсе, и молодым предстоит победить это зло, так страшно распространившееся. Но это мы посмотрим, факт тот, что Роулинг нас об этом предупредила, а кто предупрежден, тот вооружен.

Поскольку ее вселенная продолжает домысливаться и формироваться, сейчас вот продолжают «Преступления Грин-де-Вальда» формироваться, то, что великая эта книга безусловно обросла таким количеством приквелов и то, что из пяти фильмов вышли пока только два, и это продолжает строиться, эта могущественная вселенная, это очень обнадеживает. И я считаю, что Роулинг не зря обратилась к миру начала века, потому что обскуры, вот что самое главное, главное ее новое изобретение, это ребенок, который задушил в себе магические способности, именно преобладание обскуров в мире в ХХ веке привело к катастрофе. Именно торжество материализма в ХХ веке привело к формированию чудовищного эксцесса древнего магизма, к торжеству фашизма, который был, конечно, повержен, но сначала успел истребить значительную часть человечества. Вот эта идея обскуров делает из Роулинг еще один раз великого предсказателя. Я надеюсь, когда эти книжки, эти пять новых книжек-сценариев выйдут, она своего «Нобеля» заслуженного получит и будет символизировать высшую справедливость Нобелевского комитета.

А какие черты, как вам кажется, современная молодежь, которая выросла на «Гарри Поттере», взяла из этих книг?

Прежде всего жертвенность, прежде всего понимание, что без их участия и может быть, без их жертв, это не решится. Раньше, в СССР, это называлось активной жизненной позицией, а Роулинг совершенно четко показала — без Гарри Поттера, готового взять на себя тяжесть мира, не решится эта проблема, нужно в какой-то момент выходить на площадь и действовать. Я думаю, что на «Гарри Поттере» воспитаны очень многие из фигурантов «московского дела», и видит бог, они хорошо воспитаны. Беда русской литературы в том, что она такого героя не предложила.

А у вас нет идеи написать какую-нибудь сказочную…

У меня есть идея построить педагогическую утопию на русской основе, и в свое время мы с Ирой Лукьяновой начали писать роман, который называется «Восьмая книга», это о Гарри Поттере в России. Я этот роман непременно закончу, может быть, мы его вместе допишем, это роман о том, куда делась русская магия, почему ее нет. Там Гарри Поттер, его называть нельзя, по авторскому праву, его называют здесь Игорь Сапожников. Игорь Сапожников приехал в Россию, его пригласили олигархи, построить Жуквортс. А в России ничто не работает, ни одна магия не работает без заклинания «коррупцио», надо сначала дать купюру, и тогда она срабатывает. И купюра требуется все больше, все большая. А потом он приезжает к местному министру магии, у него вот такая вот волшебная палка висит на стене огромная, трехметровая. А Гарри Поттер спрашивает: «Вам с такой колдовать не трудно?», а он говорит: «Да я все больше по нефтянке, это так, сувенир». Магия была в России, но она куда-то делась. Вот куда делась русская магия, мы пытаемся узнать. Она один раз вырвалась наружу в 1917 году, и больше они не хотят, они спрятались, они укрылись в подполье, они боятся, что будет опять, как в 1917. Поскольку я считаю, что в 1917 было все-таки лучше, чем сейчас, и лучше тогда, чем это терпеть, он пробует эту магию расколдовать, а нет, не получается. В России время магии прошло.

А что вы скажете о большом количестве фанфиков на тему «Гарри Поттера»? Читали что-нибудь? Посоветуете?

Пусть пишут. Это вот лишний раз, знаете, сколько фанфиков про Христа? Этих апокрифов безумное количество. Значит, соблазнительный мир, значит, в нем хочется жить. Я считаю, чем больше будет фанфиков по «Гарри Поттеру», тем больше народу будет погружаться в мир Роулинг. Знаете, поражение всегда сирота, у победы всегда много отцов. Она одержала серьезную победу, к ней всем хочется примазаться. И я очень за нее рад, вот если ей «Нобеля» дадут, это будет решение, которое искупит все ошибки этого комитета на протяжении века с небольшим.

А почему, есть же еще масса в принципе предшествующих ей книг, где были школы волшебства, у Урсулы Ле Гуин, я просто очень в детстве ее любила, читала, почему они не завоевали так мир, как смогла завоевать Роулинг? Это идея ученика чародея, волшебства в ребенке…

Видимо, они не опирались с такой силой на опыт Евангелия, во-первых, и не были пародийны, во-вторых, потому что пародия проскакивает на волне предшествующего успеха в сознании миллионов. Христос трактует Ветхий завет иронически, и поэтому как бы на этом коне, на этом ослике въезжает в читательское сознание, «Гамлет» тоже является пародией на историю Амлета, изложенную Саксоном Грамматиком и так далее. Роулинг пародирует огромное количество первоисточников. Она, конечно, гораздо культурнее, чем Урсула Ле Гуин. У Урсулы Ле Гуин не хуже дело обстоит с фантазией, но Роулинг лучше чувствует архетипы.

А если бы вы у нее брали интервью, что бы спросили?

Обскур ли Криденс? Но это будет ясно через год. А так у меня вообще-то к ней вопросов нет, только восхищение и благодарность. И я абсолютно убежден, что когда она своего «Нобеля» получит, мир от этого станет лучше.

А своим детям читали? Или ваши дети читали?

Ну, мои дети… Мои дети выросли на этом. Я ездил в Англию за каждой новой книжкой, чтобы им первым ее привезти, чтобы они могли это купить, не дожидаясь, когда выйдет…

Прямо как в «Дьявол носит Prada», помните?

Да-да, но круче. А когда в России стали открываться продажи одновременно, я стоял в очереди ночью, чтобы первым это хапнуть. У меня сын английский выучил благодаря этому. Дочь, слава тебе, господи, знала, она постарше. Но я считаю, что в деле приобщения детей к чтению Роулинг сделала больше многих, примерно столько же, сколько сделал в свое время «Дон Кихот» для Испании, а «Шерлок Холмс» для Англии.

Это была программа «Нобель» на Дожде и пространство Only people. Оставайтесь с нами, читайте хорошие книги.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века