Наталья Виеру: клубы тратят деньги на иностранок и не дают нам играть в баскетбол

11/07/2013 - 19:11 (по МСК) Никита Белоголовцев
Никита Белоголовцев на Универсиаде в Казани пообщался с капитаном студенческой сборной России по баскетболу Натальей Виеру. 
Белоголовцев: Расскажи, как баскетбольный турнир на Универсиаде, насколько хороший уровень, насколько серьезные команды, насколько серьезные шансы у России на победу здесь?

Виеру: Мы прошли групповой этап, мы выиграли все три игры, встретились с командой Монголии, Польши и Швеции. Самый основной соперник - это была команда Швеции, которую мы одолели вчера. Все основные команды чуть ниже уровня, тем не менее, это была как подготовка, тренировка.

Белоголовцев: Задам, наверное, главный вопрос применительно к женской сборной России по баскетболу. К сожалению, совсем все неудачно прошло на Чемпионате Европы этим летом, даже провально, называя вещи своими именами. Насколько вы рассматриваете этот турнир, как, возможно, отчасти некоторую реабилитацию за то, что случилось раньше?

Виеру: Я это рассматриваю именно как реабилитацию, потому что не хочется заканчивать провалом на Чемпионате Европы. Это сборная России играет, поэтому хочется показать хороший уровень. Многим другим девчонкам, кто не был на Чемпионате Европы, я думаю, это очень хороший шанс показать, что у нас в стране есть молодежь, и что мы хотим и готовы играть, выступать на высоком уровне.

Белоголовцев: Учитывая, что уровень соперников действительно иногда бывает совсем низким, та же сборная Монголии, насколько этот турнир показателен, на что способна сейчас молодежь, полуторный состав сборной России?

Виеру: Кроме команды Монголии те же шведки показали неплохой уровень. Есть команда США и Китая, которые в неплохом составе выступают на этом турнире. Поэтому будем играть, будем смотреть и показывать, смотря какие выводы руководство будет делать, как они будут оценивать.

Белоголовцев: Ты одна из ярких представительниц нового поколения в женском баскетболе. После того, что случилось на Чемпионате Европы, и вообще в последнее время, разные точки зрения высказываются о том, что происходит с женским баскетболом в России. Больше всего говорят о лимите на легионеров, об отмене лимита на легионеров, который, по мнению многих, может совсем убить перспективы женской сборной России. Что ты думаешь по этому поводу?

Виеру: Я против того, чтобы у нас играло пять иностранок на площадке. В других странах лимит убирают, его делают все меньше и меньше, иностранок все меньше, приезжают только лучшие и тренируются. Девчонки получают игровое время, тренируясь с хорошими игроками в команде. У нас с этим лимитом получается, что пять человек на площадке и русские игроки, по сути, уже не нужны. Тяжело говорить о какой-то конкурентной борьбе, если иностранки получают больше, клуб вкладывает большие деньги, клуб должен отвечать за то, что они вложили, за то, что пригласили иностранок. Конечно, они играют больше, им доверяют больше.

Белоголовцев: Меня всегда смущает этот момент, потому что тренер же никогда не будет делать что-то себе во вред, если тренер видит, что есть потрясная российская баскетболистка, которая готова показывать результат здесь и сейчас, я не буду ее затыкать в дальний конец лавки.

Виеру: Проблема в том, что сезон длинный. Невозможно, чтобы одна баскетболистка играла ровно весь сезон. У каждого игрока есть всплески и падения, конечно, когда идет малейший спад игрока, надо его поддержать и не дать упасть в эту яму. Русский тренер, у которого есть цели на то, чтобы русские игроки заиграли в сборной, он будет поддерживать русских игроков. А когда тренера в известных клубах, иностранцы, европейцы, американцы, конечно, они будут больше поддерживать своих. Получается, что русские игроки не при делах. Можно посадить и хорошего русского игрока и можно посадить хорошую европейку, это все равно дело очень специфическое, это тренер решает, кому играть, кому нет.

Белоголовцев: Насколько я понимаю, большинство русских молодых баскетболисток оказываются в ситуации очень сложного выбора, когда им предлагают довольно серьезные деньги в российских клубах, при этом они понимают, что, скорее всего, они будут там мало играть в баскетбол, с другой стороны, они могут отказываться от денег и играть в баскетбол много. Насколько это тяжелое решение? Я знаю, что ты тоже оказывалась перед этим выбором. Как он осуществляется внутри головы?

Виеру: Когда я начала думать о системе, о том, что если попадешь в слабый клуб, конечно, есть шанс вырваться наружу, есть шанс стать звездой и тебя пригласят на следующий этап. Ты там можешь заиграть, но ты там можешь и сесть. Поэтому я решила, когда мне поступило предложение от «Спарты», рискнуть и пойти в хороший клуб, где я уже 6 лет на данный момент. На протяжении 6 лет я шла постепенно, и непосредственно в последнем сезоне с большим количеством иностранцев я заслужила свое время, наконец-то. Нормальное игровое время адекватное. Это выбор каждого игрока, насколько он силен духом и уверен в себе. С одной стороны, легче пойти в слабый клуб и заиграть там, нежели бороться в сильном клубе, но также есть риск, что ты сядешь на банку, и через год-два о тебе никто и не вспомнит.

Белоголовцев: Есть мнение, что лимит легионеров нужно отменять обязательно, потому что его наличие в спорте российском вообще развращает молодых игроков, которые зачастую получают контракт, место в команде только потому, что у них есть российский паспорт. Что ты можешь ответить на это?

Виеру: С одной стороны, это так и есть, но с другой стороны, мы же в России живем, почему в каждом клубе иностранцы получают на порядок больше российских игроков? Хотя на данный момент в многих клубах иностранец - это как визитная карточка, что есть иностранец, значит они крутой клуб. Они не смотрят на уровень, они берут, потому что нам можно, у нас есть деньги, мы крутые, мы можем себе позволить. Адекватно оценивая, есть русские игроки ничем не хуже, может, у них такой же потенциал, просто надо их поддержать, дать им шанс, чтобы они проявили себя и начали играть на высоком уровне. Поэтому мне странно слышать, что они говорят, что русские игроки так много получают, поэтому надо убирать. Иностранцы в российской лиге получают не меньше, иногда и намного больше. Об этом никто ни слова не говорит. Для всех это нормально, это тоже странно.

Белоголовцев: А какой уровень зарплат в женском баскетболе сейчас? Порядок цифр средней зарплаты.  1, 5, 10, 100 миллионов чего?

Виеру: На самом деле, это очень специфично в зависимости от клуба, у УГМК, например, вообще ни с кем нельзя сравнивать. Есть клубы, которые только выходят в премьер-лигу, у которых суммы зарплат равняются со второй лигой. В Европе в России одни из самых высоких зарплат, наверное, только Турция может с нами посоперничать.

Белоголовцев: А что может сломать ситуацию, при которой иностранная баскетболистка является лицом клуба, отчасти неприкасаемой? Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась в вашу сторону?

Виеру: Наверное, отношение или тот же лимит. Если поставить лимит в три иностранки в команде, две, то клубы будут покупать лучших из лучших, у них будет всего несколько иностранок, а все остальные будут российские. У них будет желание воспитывать своих игроков, нанимать тренеров, индивидуально работать, чтобы русские игроки стали более конкурентоспособными, чтобы они на достойном уровне выступали и в Европе, и на других соревнованиях.

Другие выпуски