«Может быть, он раскаивается, что не сделал этого прежде»: Людмила Улицкая о том, стоило ли Серебренникову покинуть Россию

26/08/2017 - 18:16 (по МСК) Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Людмила Улицкая виделась с Кириллом Серебренниковым совсем незадолго до его задержания в Санкт-Петербурге. Стоило ли ему покинуть страну еще тогда, когда впервые начались обыске в «Гоголь-центре» и пожалеет ли он о своем решении остаться и продолжать работать в России?

Исходя из этого вашего опыта, как вы считаете, Кириллу Серебренникову нужно было уехать, вообще нужно ли держаться за страну, которая настолько не понимает и не принимает своих сограждан?

Вы знаете, я думаю, что этот вопрос, который каждый человек вправе решать самостоятельно. И это, надо сказать, когда кто-то говорит: надо уезжать или не надо уезжать — кому-то надо, кому-то  не надо. В общем, уровень самосознания сегодня таков, что каждый человек может это решать, исходя из тех обстоятельств, которые у него конкретно есть: маленькие дети или дети, которые уже учатся, или работа, на которую он может рассчитывать на Западе, или работа, на которую он рассчитывать не может. Здесь масса обстоятельств, и я думаю, что этот вопрос в общем виде не должен стоять. Но, к сожалению, в результате именно некоторой либеральности власти относительно советской власти открытая граница — на самом деле это большое благо сегодня.

Что касается Кирилла, видите, он очень привязан к делу, которое он делает, для него чрезвычайно важен «Гоголь-центр», который он создал, он снимал фильм о Цое, который для него очень важен, у него готовится премьера в сентябре, которой, по-видимому, уже не будет. И поэтому я очень хорошо понимаю, он мог бы уехать, сделав те дела, которые он наметил, потом, у него коллектив, это тоже очень серьезно, он не одиночка. Поэтому я думаю, что он, может быть, проявил себя недостаточно осторожно, потому что я знаю, что многие люди ему говорили, что «пора, брат, пора, туда, где за тучей синеет гора».

Не знаю, наверное, сейчас он, может быть, раскаивается в том, что он не сделал этого прежде, но я его очень хорошо понимаю. Когда у человека столько обязательств, когда он в центре определенного мира, а Кирилл, безусловно, был в центре мира, он держал вокруг себя целое пространство очень интересное. В эти последние дни перед его арестом, перед моим отъездом из Питера я с ним общалась больше, чем когда бы то ни было в жизни, и должна вам сказать, что я получила огромное удовольствие от Кирилла, от тех людей, которые были рядом. Потому что это примиряет со многими сложными обстоятельствами нашей жизни. Те люди, которые моложе меня на 30 лет, скажем, которые перешагнули тот цивилизационный рубеж, за которым, по-видимому, я уже останусь, они прекрасны, они нас умнее, они нас образованнее.

Другие выпуски