«Комиссары могут прийти в любой момент». Как WADA следит за спортсменами
Во вторник, 16 июня, в 03:00 по Москве начнет свое участие в Олимпиаде прыгунья в длину Дарья Клишина — единственная легкоатлетка из России, допущенная до участиях в Играх.
За сутки до старта Клишина могли не допустить — ее тоже подозревали в употреблении допинга. Тем временем, информатору WADA Юлии Степановой начали поступать угрозы — именно она рассказывала о так «российской системе допинга». Подробности — в репортаже Алексея Коростелева.
Юлия и Виталий Степановы сыграли ключевую роль в отстранении сотни российских спортсменов от Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Под каждой новостью, в которой упоминались их имена, появлялись гневные комментарии, которые вряд ли можно было считать угрозой, но сейчас все гораздо серьезнее. Юлия Степанова рассказывает:
«Единственная причина, по которой кто-то захочет взломать аккаунт ADAMS, ― это попытка выяснить наше местонахождение. Мы решили, что безопаснее будет поменять место жительства. Если с нами что-то случится, знайте ― это не несчастный случай».
Дело в том, что пару дней назад неизвестные взломали систему ADAMS. Благодаря этой системе WADA может отслеживать местонахождение спортсменов и брать у них анализы в любое время дня и ночи. WADA быстро подтвердило факт взлома: на сайте агентства говорится о нескольких атаках на сайт ― якобы, кто-то рассылал письма от лица агентства различным спортсменам. Еще раньше почту взломали у самой Степановой. Все это выглядит как целенаправленная атака на базы данных спортсменов.
Сама система выглядит довольно просто. В ней обязаны регистрироваться все спортсмены, которые принимают участие в международных соревнованиях. Находится она на домене adams.wada-ama.org, он никак не скрывается. Выглядит сайт очень простым — такие делали лет семь–восемь назад. Наверно, это как раз для тех спортсменов, для которых интернет ― роскошь, а не повседневность.
У ADAMS есть и приложение для смартфонов и планшетов. При входе оно запрашивает разрешение на то, чтобы присылать push-уведомления — очевидно, очередные допинговые проверки. Нам удалось посмотреть только главное меню, а что еще может приложение, и как WADA следит за спортсменами, Дождю рассказала олимпийская чемпионка Анна Чичерова.
― Для чего все это создано?
— Мы должны оповещать систему ADAMS о том, где мы находимся в течение каждого своего дня. Каждые три месяца ты должен обновлять эту информацию, так скажем, глобально. Но в общем, конечно, мы обязаны делать это каждый день ― вносить изменения в случае того, если ты куда-то непредвиденно уехал.
Комиссары WADA могут прийти к тебе в любой час любого дня и обязаны застать тебя в это время дома. Если они тебя дома не застают, ты получаешь флажок. Третий флажок ― и ты уже дисквалифицируешься.
Безусловно, это периодически нервирует, потому что вся твоя жизнь привязывается к тому, внес ты изменения в ADAMS или нет. Не всегда вы можете на 100% знать, что случится с вами через час или пятнадцать минут. Комиссары WADA могут прийти к тебе в любой час любого дня и обязаны застать тебя в это время дома. Если они тебя дома не застают, ты получаешь флажок. Третий флажок ― и ты уже дисквалифицируешься.
― Полная книга всех тестов.
― Как оказалось, не совсем полная. В моей ситуации тесты, которые были взяты в Пекине, не внесены в эту систему. На этот вопрос МОК ответил как-то очень размыто, якобы на тот момент не было связи между Международным олимпийским комитетом и ADAMS. То же самое можно сказать про тесты с Чемпионата мира 2011 года в Тэгу. Они сдавались, но их почему-то нет в системе.
Я пишу, что я дома в Москве с шести до семи утра. Они могут прийти ко мне в гости и взять у меня пробу в любой из этих дней.
― И часто приходят?
― Кстати, удивительно было, несмотря на то, что они меня отстранили от соревнований. Очень многие люди предъявляли претензии по этому поводу, потому что это действительно вмешательство в твою личную жизнь. На этот счет даже был суд, если я не ошибаюсь (достоверной информации у меня нет). Говорят, что WADA выиграло этот суд, потому что там есть сноска: «Да, это является вмешательством в личную жизнь, но это сопряжено с вашей профессиональной деятельностью».
Фото: Denis Balibouse / Reuters