«Винзавод» стал ареной «Духовной брани»
«Икона должна быть освобождена от исторического «шлейфа», который несёт в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма», – заявил куратор выставки Роман Багдасаров
Искусство дошло до сердец казачьих православных активистов. Они проникли на территорию винзавода и пытались заблокировать проход зрителей на экспозицию. В ситуацию вмешался ОМОН, и на территории искусства появился другой актуальный объект автозак. К нам присоединяется наш коллега Илья Васюнин, который следил за последними событиями в мире прекрасного.Илья Васюнин: Казаков я встретил еще на площади рядом с Курским вокзалом. Собиралась небольшая группа и координировалась между собой. Мы видим людей в гражданской одежде, которым кто-то объясняет, как пройти к «Винзаводу». Это происходит прямо рядом со станцией метро «Курская». По дороге мы с оператором встретили еще активистов «Евразийского союза молодежи», вот они подходят ко входу в Галерею Гельмана.
Сам экспозиционный корпус находится внутри бывшего завода. Для того, чтобы туда попасть, надо пройти через заводскую проходную.
Илья Васюнин: Совершенно верно. Они попытались блокировать вход. Вот один из активистов с плеткой в руках – видимо, казачий атрибут – уже оказывается в автозаке. Вот еще один активист, непонятно какой организации, тоже препровожден сотрудником милиции. А вот конфликт с фотографом Василием Максимовым, которого этот неизвестный ударил в нос рукой.
Там серьезные милицейские чины, я видел погоны подполковника.
Илья Васюнин: Да, действительно, огромное количество милиции было собрано на «Винзаводе». Наверное, столько никогда не видел. Сначала было два автозака, потом подъехало еще два, потом еще подъезжали. Когда я выходил с «Винзавода», четыре автобуса стояли на улице, сам вход на «Винзавод» был закрыт, и на выставку перестали пускать. Открыться она должна была в семь часов; в шесть часов туда пришли журналисты с камерами, наслышав о том, что должно было произойти.
Еще накануне по соцсетям распространилась информация о том, что будут провокации. Это такой новый вид привлечения внимания к казакам?
Илья Васюнин: Видимо, да. Было три группы активистов: люди в казачьей форме, люди в гражданской одежде, которые достаточно активно себя вели. Как мы видели, ударили Максимова, к нему подошел сотрудник полиции и спросил, будет ли он писать заявление, Максимов отказался, мол, работа такая. Потом появился Дмитрий Энтео, который называет себя православным активистом, и исполнил даже песню.
Что в этой экспозиции?
Илья Васюнин: Сейчас два слова от людей, которые стояли в живой цепи, заградив вход, а после проникнем внутрь выставки.
«Половина Европы гореть будет из-за какого фильма. Вы в курсе дела, да? Мы против того, чтобы Россия горела, мы против того, чтобы такие провокации осуществлялись. Россия веками существовала, и нельзя издеваться над тем, что Россия вызывает у нас поклонение».
Искусствовед Роман Багдасаров, которого называют одним из вдохновителей этой выставки, говорит, что это всего лишь попытки актуализировать христианский смысл в новых формах: «Что такое соответствие прорисям, мы знаем по Софрино. Прориси у нас со временем превратились в штамповку, и живая икона превратилась в бездушную копию, а иконное мастерство было убито. Сейчас мы преодолеваем этот момент. Мы делаем икону снова актуальным искусством».
Что же происходило на этой выставке? Это некие зарисовки. Я бы не назвал их иконами, хотя я не искусствовед.
Андрей Рублев тоже в свое время шокировал своим видением.
Илья Васюнин: Я не готов идти, не являясь экспертом в современном искусстве. Но эта некая форма, в которой люди проявляют свое мировоззрение. Стоит ли эту выставку громить, мне сказать сложно.
Возвращаясь к последним скандалам, были ли канонические образы представлены в каких-то карикатурных формах?
Илья Васюнин: То, что мы видим, и было представлено. Буквально четыре или пять картин, которые отдаленно напоминают сюжеты, сходные с теми, что изображены на православных иконах. Я процитирую секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона Шевкунова, который сказал, что «к искусству это не имеет никакого отношения. Это акт циничного и безжалостного терроризма по отношению к нашей культуре». Мне кажется, это тоже странный вывод.
Как я понимаю, после того, как омон разогнал казаков, которые стояли живой цепью…
Илья Васюнин: … «Винзавод» закрыли, туда перестали пускать. Все журналисты, которые успели туда пройти до семи часов, туда вошли. Посетителей сегодня не было.
То есть открытие не состоялось.
Илья Васюнин: Открытие состоялось для узкого круга людей - кто успел пройти до семи. Для широкого зрителя, как обещают устроители, выставка будет открыта в ближайшие недели.