Следователям по «болотному делу» нужен голос Навального
Ранее похожий запрос поступал на «Эхо Москвы». Зачем это нужно следователям – не понимают даже адвокаты оппозиционеров.
А Мосгорсуд тем временем принял еще несколько решений по «Болотному делу» и, в частности, признал законными обыски у Навального, Яшина и Немцова. С последними новостями о расследовании одного из самых громких дел – Елена Шмараева.
Шмараева: О запросе Следственного комитета, поступившем на радиостанцию «Финам ФМ», сообщил оппозиционер Сергей Удальцов в своем твиттере, снабдив сообщение комментарием «Болотное дело раскручивается». На самой радиостанции ДОЖДЮ пока не смогли дать официальный комментарий, сославшись на вечернее время, но сам факт поступления запроса из следственных органов подтвердили.
Ранее с аналогичным требованием предоставить записи эфиров с участием Яшина, Навального и Удальцова из Следственного комитета обратились на радиостанцию «Эхо Москвы». Главный редактор станции Алексей Венедиктов сообщил, что предоставил следователям записи двадцати трех эфиров, а также контакты оппозиционеров.
Какие записи «Финам ФМ» с участием Навального, Удальцова и Яшина интересуют следователей, пока неизвестно. Но именно в эфире этой радиостанции 2 февраля 2011 года Навальный назвал «Единую Россию» «партией жуликов и воров», после чего формулировку подхватили многие оппозиционеры, а представители партии даже подавали на блогера и политика в суд.
Адвокат Навального Вадим Кобзев говорит, что недоумевает, зачем следователям понадобились записи радиоэфиров, и выдвигает две версии: экспертиза голоса оппозиционеров или экспертиза содержания этих программ, например, на предмет наличия в выступлениях Навального и других призывов к тем самым массовым беспорядкам.
Кобзев: Если это в рамках дела о массовых беспорядках происходит, их интересует содержание. Возможно, они предполагают найти там какую-то единую организацию каких-то митингов, может быть, они считают, что: мы послушаем, что они там говорили, сделаем какие-нибудь выводы относительно этого всего.
Если проводить экспертизу голоса, тогда это логичный шаг, только это не такое дело, где они там голос будут проводить? Насколько нам известно, там нет никаких записей, на которых были бы какие-то голоса, да еще которые нужно было бы идентифицировать.Кстати, образцы голоса у Навального следователи действительно просили, было это еще в июне, когда его впервые допрашивали по Болотному делу в качестве свидетеля, и политик тогда отказался предоставить такие образцы. Но не в пользу этой версии свидетельствует то, что запрос подается на уже вторую по счету радиостанцию.
А пока следователи рассылают такие загадочные запросы, сами оппозиционеры – а именно Илья Яшин, Алексей Навальный и Борис Немцов – пытаются оспорить действия этих следователей в суде. В частности, сегодня Мосгорсуд рассмотрел целую серию жалоб оппозиционеров на проведенные у них дома и у их родственников обыски. Все политики подавали по несколько жалоб, но все их, одну за другой, суд отклонил.
Илья Яшин, пока ждал решения суда, обратил внимание, что в списке дел, назначенных к слушанию, ему приписали уже целых две статьи уголовного кодекса (насилие в отношении полицейского и массовые беспорядки), хотя официально лидеры оппозиции проходят по делу свидетелями. Также Яшин пытался оспорить в суде проникновение следователей и оперативников в квартиру его соседки: они сначала по ошибке пришли с обыском к ней. Но и тут суд не нашел нарушений закона.
Яшин: Следствие допустило грубую ошибку: они перепутали адрес квартиры, где я проживал, и получили постановление суда на другую квартиру - квартиру в соседнем подъезде, к которой я не имею ни малейшего отношения. И к несчастной бабушке, которая проживает в этой квартире, пришел ОМОН в масках, с автоматами, открыли. Слава Богу, у бабушки не было инфаркта. Они вовремя разобрались и проводить обыск в этой квартире не стали, без постановления суда уже пошли выломали дверь в квартире, где я действительно проживал, но факт остается фактом. Это значит, что могут вломиться в квартиру абсолютно кого угодно – вот этой бабушки несчастной – моей соседки, к вам могут домой вломиться, к вашим соседям.
Всего в Болотном деле сейчас 16 фигурантов, из них четверо находятся под подпиской о невыезде, в том числе известная оппозиционная активистка Мария Баронова. Одна обвиняемая, Александра Духанина, под домашним арестом, остальные одиннадцать обвиняемых – в СИЗО. На прошлой неделе следственный комитет объявил, что вскоре передаст в суд дела Михаила Косенко и Максима Лузянина. Всех обвиняемых по Болотному делу будут судить отдельно, большого процесса не будет. Лидеры оппозиции официально являются свидетелями по делу, однако в некоторых оперативных документах проходят как «предполагаемые организаторы массовых беспорядков».