Российские больницы лишат иностранного оборудования, опасаясь санкций за Крым
Жизнь российских пациентов может серьезно измениться уже первого апреля. Не исключено, что в ближайшие дни премьер‑министр Дмитрий Медведев подпишет постановление правительства, которое запретит на бюджетные деньги закупать многие виды медицинского оборудования.
Под запрет, например, попадут томографы, маммографы, стоматологические лампы и устройства для переливания крови – иностранного производства. Постановление было разработано Министерством промышленности и торговли, чтобы защититься от возможных экономических санкций со стороны Евросоюза и США. Что ждет россиян после введения этого запрета, разбиралась Екатерина Базанова.
Базанова: В проекте постановления сказано, что оно принимается для защиты внутреннего российского рынка от излишней зависимости от иностранного оборудования.
По нему, на бюджетные деньги государственные медицинские учреждения смогут покупать лишь товары, произведенные в России, Белоруссии и в Казахстане, то есть на территории Таможенного Союза. Также под запрет попадает продукция, если более половины ее компонентов иностранного производства. К постановлению приложен длинный перечень товаров, на которое оно распространяется: от ваты и хирургических игл до томографов, маммографов, инкубаторов для новорожденных, разной стоматологической аппаратуры и устройств для переливания крови.
13 марта министерство промышленности и торговли представило документ вице-премьеру Дмитрию Рогозину в качестве ответа на возможные санкции со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов. Санкции, естественно, могут ввести из-за присоединения Крыма. На общественное обсуждение постановления выделили 15 дней, оно продлится до 21 марта. Документ может вступить в силу уже первого апреля. Почетный президент Общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский говорит, что с экономической точки зрения в принятии этого запрета ничего сенсационного нет. Проблема в том, что документ готовят без оценки независимых экспертов. Российское оборудование то, которое есть, и так хуже иностранного, а в условиях отсутствия конкуренции оно еще и подорожает. Страдать будут рядовые пациенты.
Кирилл Данишевский, почетный президент Общества специалистов доказательной медицины: Почти все отечественное более высокотехнологичное делается из иностранных компонентов, просто здесь собирается. Вероятно, под этим списком те, кто его разрабатывали и подписались под ним, рассчитывают, что еще чуть больше будет процент сборки, всего этого производства будет переноситься в Россию. Правильно ли с экономической точки зрения? Правильно! Пострадает ли пациент на первых парах. Наверное, немного пострадает.
В пресс службе министерства здравоохранения нам заявили, что у ведомства пока нет четкой позиции по этому постановлению, поэтому своевременный комментарий получить невозможно. По оценкам экспертов, сейчас российское медицинское оборудование занимает не более 20% от всех поставок. Павел Трахтман, заведующий отделением по переливанию крови центра детской гематологии признается, что перспектива введения этого запрета повергает его в шок.
Павел Трахтман, заведующий отделением переливания крови ФНКЦ ДГОИ:
В нашей стране не выпускается вообще никакого медицинского оборудования, соответствующего современным медицинским стандартам. Нет его. Если что-то и выпускается, то это опять-таки лицензионная сборка, как автомобили Ford. И я вас уверяю, что количество этого оборудования существенно меньше 10%. Номенклатурой используется. Любое медицинское оборудование имеет определенный срок службы. Обычно это 5-7 лет. Аналогичное медицинское оборудование в нашей стране не выпускается. Если оно не будет куплено, значит, пациенты будут погибать.
По мнению обоих наших экспертов, запретительный список разработали и принимают слишком быстро, чтобы максимально не привлекать к нему внимание, а это в итоге хуже и опаснее всего.
Фото: © Виталий Белоусов/РИА Новости