Британский премьер-министр Тереза Мэй отменила парламентское голосование по «брекситу», которое должно было пройти 11 декабря. Она объявила, что откладывает его на неопределенный срок. По словам Мэй, она решила отменить голосование, поскольку очевидно — ранее согласованный план выхода пока не находит поддержки у депутатов. И 10 декабря Европейский суд постановил, что Великобритания может в одностороннем порядке в любой момент отказаться от выхода из Евросоюза. Для этого не нужно будет согласие остальных стран участниц. Обсудили тему с журналистом и писателем Андреем Остальским.
Андрей, объясните, что к чему, потому что мы уже вообще здесь ничего практически не понимаем.
Да, разобраться в этом, наверное, не так просто. Надо вообще отслеживать каждый день, как меняется ситуация, а меняется она, в состояние хаоса практически приходит. И я вообще не узнаю страну, в которой я живу больше четверти века, потому что всегда в моей представлении Британия была, в том числе, страной компромиссов, понимания того, что должны различные социальные силы договариваться, находить какое-то решение, не оптимальное для каждой из них, но как-то более или менее приемлемое, это был главный принцип политической жизни.
Сегодня в парламенте, Паша, разбита Палата общин на множество фракций, каждая хочет только своего максимума добиться, совершенно максималистские позиции занимают, не желают слушать остальных, и в том числе не желают слушать своего премьер-министра. Вот позиция, то предложение, проект соглашения о выходе из Европейского союза, о котором премьер-министр после долгих, мучительнейших переговоров с Европейским союзом договорилась, это такой уродливый хромой ребенок, это такой уродливый компромисс, а он другим и не может быть.
Но то же реализация, как я понимаю, референдума, который прошел, не мог быть другой документ.
Ну вот именно, она пытается выполнить решение референдума о выходе из Евросоюза, все-таки защитив, пусть как-то кособоко, как угодно, экономические интересы Британии. И вот поэтому она выработала этот странный такой, удивительный документ, который что предусматривает, в двух словах, что будет переходный период пару лет, после марта 2019 года, когда практически все будет продолжаться, как будто Британия в Евросоюзе. За это время будут идти переговоры о новой модели тесного экономического сотрудничества, но без участия Британии в ЕС. Ну, а на всякий случай потребовал Евросоюз каких-то гарантий, и вот в качестве такого уродливого компромисса придумали Backstop, это такое слово, которое я почти не слышал до сих пор, да и британцы остальные его плохо знали, а теперь все только об этом Backstop и говорят. Что это? Это запасной вариант, договариваемся о том, что если вдруг не удастся договориться за два года о новой модели экономического сотрудничества, значит, Британия в месте главной ирландской границы, вопрос очень остро стоит между Ольстером и Республикой Ирландией, чтобы не было там границы ни в коем случае. И вот Британия остается в Таможенном союзе, пока суть да дело, пока не удастся ни о чем другом договориться.
Тогда могут выйти на улицу уже не противники «Брекзита», а сторонники, и сказать, что воля народа была попрана, вы замяли, зажевали наш референдум в своих кабинетах, превратили это в бюрократическую волокиту и попрали народную волю. Мы знаем, на что способны англичане, когда их волю попирают, помним судьбу одного короля.
Паша, здесь дело в том, что англичане-то расколоты пополам, а затем и на четвертинки, потому что каждую фракцию устраивает только свое. Есть жесткие «римейнеры», которые хотят остаться любой ценой, для этого требуют второго референдума, потому что вроде бы соцопросы показывают, что теперь 54% британцев за то, чтобы в Евросоюзе остаться, передумали. Вот поэтому эти люди требуют категорически второго референдума. Есть фракция Джереми Корбина, которая под это дело добивается одного — досрочных выборов, надеясь в них победить, и поэтому все остальное фактически демагогия, из того, что они предлагают. Есть жесткие брекзетеры, которые требуют просто резкого ухода, разрыва полного и так далее. Есть половинчатые. Никто из них не хочет слушать других и не хочет слушать премьер-министра, которая предлагает им, ну вот смотрите, я понимаю, что без компромисса нельзя обойтись, никто нам не позволит просто добиться одной какой-то позиции осуществления, тем более ее нет.
Спасибо.
Фото: Zuma\TASS