Британия первой вводит «список Магнитского»
Поможет ли это расследованию «дела Магнитского», и как отреагирует Россия – выясняла Ксения Батанова.
Батанова: В черный список британского посольства вошли те же люди, что и в список американского сенатора Бенджамина Кардина.
Это 60 человек, среди которых сотрудники МВД, cледователи, cудьи и сотрудники СИЗО. Список возглавляют Алексей Аничин – замглавы МВД, начальник Следственного комитета Олег Логунов, руководитель следственной группы по делу Сергея Магнитского Олег Сильченко.
Посол России в Великобритании Алексей Яковенко будет требовать от Лондона разъяснений по поводу введения ограничений на въезд некоторых российских должностных лиц в связи со «списком Магнитского». Однако, вряд ли это что-то изменит, ведь даже при отсутствии решения суда, которое бы признавало людей из причастными к смерти Магнитского. Великобритания имеет право отказать в выдаче виз кому угодно на свое усмотрение. Так считает адвокат родственников Сергея Магнитского Дмитрий Харитонов.
Харитонов: Вопрос визы – это исключительно вопрос суверенитета государства. Великобритания сама решает – выдать ли мне визу, вам визу, любому другому человеку. И Великобритания просто-напросто объявляет, что те люди, которые причастны к делу Магнитского, являются людьми – для Великобритании нежелательными. И никакого решения суда здесь не нужно, это исключительное право государства – дать визу или не дать визу человеку.
При этом Харитонов не считает, что запрет на въезд может как-то помочь в судебных процессах, которые идут по делу Магнитского: речь идет о деле бывшего заместителя начальника СИЗО «Бутырка» по лечебно-профилактической части Дмитрии Кратове, которого обвиняют в смерти Магнитского, а также о приостановленном сейчас расследовании дела об уходе от уплаты налогов, которое до сих пор не закрыто, не смотря на смерть обвиняемого юриста фонда Hermitage Capital. Бывший начальник Сергея Магнитского, партнер юридической компании Firestone Duncan Джемисон Файерстоун, также считает, что на расследовании дела мера британского МИДа вряд ли скажется, однако думает, что это позволит не допустить повторения дела Магнитского.
Файерстоун: Наказывать этих людей – конечно, это очень важно, я хочу этого. Но важно и просто остановить это, остановить факт, что сейчас русские чиновники не имеют никакого контроля, они просто нарушают международные права, арестуют невиновных, убивают кого угодно, и реакция российского государства – защищать таких чиновников. Поэтому самое важное – это наказать тех чиновников, кто собирается сделать подобное в будущем.
В российском Совете Федерации заявили, что Россия может ответить Великобритании на «список Магнитского» своим встречным списком, однако конкретных имен не назвали.