Александр Васильев: женщины потеют, как можно давать им платья
Кремер: Сколько всего экспонатов на выставке?
Васильев: На выставке около 300 платьев и 600 аксессуаров. Это самая большая в России выставка по истории моды за всю историю нашей цивилизации. Там вещи от ампира до вампира.
Кремер: Кто вампир?
Васильев: Леонтьев, его потрясающий вампирический костюм с черными перьями.
Кремер: Такой неожиданный поворот. Я думала, что другое вы имели в виду. Это чьи вещи?
Васильев: Это вещи из моей личной коллекции, принадлежали они знаменитым кутюрье, знаменитым женщинам, там есть вещи, сделанные Чарльзом Фредериком Уортом, первым кутюрье в истории моды, там много платьев от Надежды Петровны Ламоновой. Есть вещи, выполненные по эскизам Бакста, Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина. Есть вещи, которые носила Майя Плисецкая, Гурченко, Клара Лучко.
Кремер: Вы их даете напрокат?
Васильев: Нет, конечно, даже большим звездам. Ко мне часто обращались очень большие звезды, Николь Кидман, например. Я никогда не дам. Во-первых, не тот размер, во-вторых, это очень хрупкие вещи, я работаю для Музея моды, а не для того чтобы их потрепала какая-нибудь звезда и испачкала тоном или гримом. Женщины же потеют, как можно им давать платья.
Кремер: Вы сказали про Музей моды. Я правильно понимаю, что сам бренд «Музей моды» принадлежит Валентину Юдашкину?
Васильев: Ничего подобного. Это выдумка. Музей моды в Париже тоже принадлежит Валентину Юдашкину?
Кремер: Валентин Юдашкин создал музей моды.
Васильев: Никогда в жизни он его не создавал. Он собирается его создать, но между собиранием и действием прошло немало времени.
Кремер: Организация такая есть, она зарегистрирована, и вы даже с ними сотрудничали.
Васильев: У меня тоже есть организация Национальный музей моды.
Кремер: Я знаю, что год назад вы вместе с Натальей Козловой пытались вместе с Валентином Юдашкиным на территории того музея моды, который еще не построили, но который должны были построить, что-то сделать, а потом произошел некоторый конфликт, и ничего не вышло.
Васильев: Наталья Козлова – куратор этой выставки, которая сейчас откроется, соответственно, она больше не работает с Валентином Абрамовичем. Мы собрали эту выставку из коллекций Музея Москвы, из моих вещей и выставили ее, представили впервые в России эскиз музея моды, потому что там есть все для того, чтобы его открыть. Сегодня уже Капков выступал на «Эхе Москвы», сказал, что его очень интересует этот вопрос, только строительство музея для меня дело непосильное. Я знаю, что даже Алла Пугачева пыталась открыть театр, еще пока не достроили. Валентин Абрамович тоже хотел бы построить музей моды, но он еще не построен. Я хочу готовое помещение. У меня коллекция, у них – домик.
Кремер: Вы с этим намерением коллекцию сейчас в Москву привезли, или вы думаете, что коллекция уедет теперь обратно?
Васильев: Конечно, она уедет обратно, если я ничего здесь не найду. Есть масса других стран, где выставляется – в Венеции, Стамбуле, Вильнюсе, Риге, Марселе.
Кремер: Как вы сейчас оцениваете свои шансы, что это помещение у вас появится?
Васильев: Отлично оцениваю мои шансы.
Кремер: Благодаря Правительству Москвы?
Васильев: Этого я не знаю. У меня есть прекрасные варианты. Я надеюсь, что это здание, которое очень большое и вместительное – Провиантские склады…
Кремер: То есть вы там и хотите остаться?
Васильев: Я уверен, что так и случится. Вы знаете, что мне говорит мой маленький мизинчик?
Кремер: Кроме маленького мизинчика я так понимаю, Сергей Капков тоже побывал сегодня.
Васильев: Я просто не знаю.
Кремер: Вы экскурсию Сергею Капкову по собственной выставке проводили?
Васильев: Никогда.
Кремер: То есть он сам пришел, посмотрел.
Васильев: Очевидно. И вчера была его помощница. Может быть, этим они ограничились.
Кремер: Есть надежда, что он примет какое-то по этому поводу решение.
Васильев: Я уверен. Если у него есть любовь к своей стране, своему городу, и так как в России нет музея моды и это не сдвинулось с мертвой точки, то я думаю, что они примут правильное решение.
Кремер: Для тех, кто пойдет на эту выставку сегодня или завтра, как там организовано пространство?
Васильев: Два этажа, 1500 квадратных метров. Это не выставка, которую можно оббежать за 15-20 минут. Рассчитывайте 2 часа. Это сложное дело. Придется пройти по первому этажу, где 19 век. Подробные описания, инсталляции интерьеров, корсетные манекены, уникальные платья ампир, платья пушкинской поры, кринолины, турнюры, рукава жиго. Издан прекрасный каталог. Кроме этого, замечательные аксессуары, шляпы, зонтики, туфли, сумочки, чулки, лорнеты, украшения, кошельки, бисер.
Кремер: Кроме ваших вещей там есть еще вещи, которые принадлежат Музею Москвы.
Васильев: Около 60 платьев, эти вещи очень интересные. Есть несколько звезд, например, платья, которые принадлежали Алисе Коонен. Есть одно платье Дома Бризак, который одевал императорскую семью до революции. Это очень позитивные моменты. Но если говорить о большинстве, то 25% - Музей Москвы, остальные – мои вещи.
Кремер: Какие пополнения ожидает ваша коллекция? Я знаю, что вы уже договорились с дочерями Ростроповича и Вишневской, что они вам дадут платья.
Васильев: Я надеюсь, но не говори гоп, пока не переехал город Чоп. Когда передадут, тогда будем пить шампанское. Я мечтаю об этом, потому что я знал Галину Павловну и бывал у нее дома. Последние реальные приобретения – это Тамары Карсавиной, костюм Сергея Лифаря, пачка Дмитрия Бушена – все это из личной коллекции Сергея Лифаря, недавно был большой аукцион в Париже, мне удалось это приобрести. Кроме этого, большие важные для российской культуры приобретения – большой фотоархив Сергея Лифаря, который мне тоже удалось купить.
Кремер: Эти платья тоже в Москве?
Васильев: Нет, у меня есть хранилище и в Литве, где у меня есть постоянная экспозиция «200 лет европейской моды». Всего в коллекции около 50 тысяч вещей. Это крупнейшая в мире частная коллекция. Сегодняшняя выставка – это 5% моей коллекции.