«Чиновникам предстоит многое испытать»: Ходорковский о том, что российской элите ждать от Байдена
В гостях программы Hard Day's Night — общественный деятель Михаил Ходорковский. Он рассказал о том, как, по его мнению, будет действовать администрация избранного президент США Джо Байдена в отношении России, к чему стоит готовиться российским чиновникам, и что он и его коллеги могут сделать, чтобы помочь санкциям против «путинской банды».
Немзер: Я хотела задать более локальный вопрос. Все-таки в той или иной степени демократический кандидат победил на американских выборах, завтра инаугурация. Что говорить, конечно, есть очень большой запрос к тому, что Запад будет делать в связи с делом Навального, есть очень большой вопрос: а вот американский президент демократический, слава богу, новоизбранный, он-то что-то вообще как-то, его администрация как-то будет высказывать свое мнение? Какие у вас прогнозы? Будет ли какая-то реакция оттуда?
Ходорковский: Судя по тому, что я вижу о планируемых назначениях в американской администрации, о тех позициях, которые занимают там люди, без всякого сомнения, на мой взгляд, без всякого сомнения, позиция американской администрации по делу Навального будет достаточно жесткой и достаточно заметной.
Я думаю, что российским чиновникам предстоит на себе многое испытать, особенно тем из них (а это многие из них), которые предпочитают хранить свои деньги не в рублях, а в долларах и в активах за пределами Российской Федерации. Я думаю, что скоро им будет некуда, буквально некуда девать уворованное. Но что еще хуже для Кремля, тот его инструментарий, который у него имеется, когда он коррумпирует часть западных политических элит, часть западного бизнеса, часть общественных организаций с помощью тех серых, а иногда даже черных денег, которые он имеет на Западе, этот инструментарий сейчас у Кремля будет умирать, потому что администрация Байдена, в отличие от администрации Трампа, на мой взгляд, с этим мириться вообще ни разу не будет.
В то же время мы прекрасно понимаем, что у американцев достаточное количество собственных проблем, у них достаточное количество проблем с Китаем, у них достаточное количество проблем с Европой и в Европе. Ввести Кремль, ввести проблемы борьбы с путинской бандой в этот контекст ― та задача, которую я вижу и перед собой, и перед теми моими коллегами, которые вместе со мной работают.