«Надоело, что политическая система превращена в пыльный театр Карабаса-Барабаса». Интервью с Максимом Шевченко о его выдвижении в Госдуму

Поддержать ДО ДЬ

Гость нового выпуска Hard Day’s Night — лидер «Российской партии свободы и справедливости» Максим Шевченко. Он рассказал, какие выводы можно сделать из политических высказываний Владимира Путина в статье «Об историческом единстве русских и украинцев», по каким вопросам у него никогда не было согласия с властью и почему критика Путина «не является смыслом его политической деятельности». Шевченко также сказал, как относится к Алексею Навальному, почему считает гражданские коалиции «будущим» российской политики, и поделился мыслями относительно того, кто из кандидатов в Госдуму, на его взгляд, имеет шанс на победу на выборах.

Желнов: Добрый вечер. Hard Day’s Night на Дожде. Приветствую вас, наших зрителей, и нашего сегодняшнего гостя, это Максим Шевченко,  лидер Российской партии свободы и справедливости. Добрый вечер, Максим.

Шевченко:  Добрый вечер.

Желнов: Максим, вас многие знают все равно в стране как публициста, очень такого яркого автора и неравнодушного. Вот вы на статью Владимира Путина об Украине, русских, украинцах, довольно эмоционально отреагировали на сайте «Эха», в блогах «Эха Москвы».

Шевченко: Я отреагировал в своем Telegram-канале «Макс атакует!», просто они перепечатали.

Желнов: Да, многие это прочли на сайте «Эха». Что все-таки вам показалось в этой статье странного и неправильного?

Шевченко: Чудовищные, дикие представления власти о том, как формируются этносы и национальности. Во-первых, мне кажется, что в XXI веке, причем имея Институт этнологии РАН, который  реально возглавляется выдающимися современными учеными, такими как Валерий Тишков, допустим, или Владимир Зорин и многие другие, те, кто работает в Институте этнологии, можно как-то по-другому подходить к этому вопросу.

Этот вопрос подробно описан в книге Сергея Георгиевича Кара-Мурзы «Демонтаж народа», то есть там как бы есть уже, понятно все с этим. Путин же описывает национальное самосознание и становление его в терминах, которые даже уже в начале XX века считались устаревшими и какими-то дикими. Он на самом деле начинает от времен бояновых, чуть ли не о том, что было единое государство. Ну мало ли какое было единое государство, по этому принципу вся Европа должны быть немцами что ли, если там была Священная империя германской нации? Ну бред абсолютно.

И эта апелляция к древности, к старым временам, она всегда выдает неспособность сейчас, в настоящий момент заявить такую позицию, которая была бы не позицией конфронтации, а позицией именно поиска и налаживания диалога. Он фактически отказал украинцам в праве на то, чтобы они могли считать себя украинцами.

Я уверен на 100%, что национальность не в крови, не в генах, никакая национальность, никакая народность не передается через генетику. Генетически мы наследуем нашим мамам, папам, дедушкам, бабушкам и всем остальным предкам, которые формировали наш фенотип там, разрез глаз, я не знаю, цвет волос, но нельзя генетически передать там Пушкина или Достоевского, или язык, в конце концов. Это абсурд, так люди думали в страшные времена XIX века, эти взгляды привели к чудовищным событиям в XX веке, когда людей убивали, уничтожали просто за то, что они оказались там  «неправильной» крови или какой-то «неправильной» генетики, допустим.

И эти взгляды, к сожалению, сегодня легкомысленно транслируются многими политиками, хотя уже очевидно, что национальность, она находится в голове человека, вот кем человек себя хочет считать. То есть фактически Путин говорит десяткам миллионов людей, которые считают себя украинцами, говорят, допустим, на русском языке, но считают себя украинцами, — вы на самом деле не украинцы. А кто? Вы просто неправильные русские, или русские, которых, допустим, там прессуют.

Есть в Украине, безусловно, люди, и их немало, я знаю таких людей, которые считают себя русскими, или евреями, или армянами, или румынами, или поляками, в конце концов. Но он так обобщает, и эта статья показалась мне несущей в себе определенную долю презрения вообще к человеку, к человеческой свободе, к человеческому фактору. Вот я знаю, кто вы, мы тут решим, в Москве, в Киеве, кем вас считать, украинцами или русскими.

Поэтому я полагаю, что с этим политическим заявлением, которое в этой статье было ясно высказано, я согласиться не могу решительно. 

Другие выпуски