Цена обещаний Путина: как российским пенсионерам подарили 35 рублей
В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» Маргарита Лютова в своей колонке рассуждает об обещанной президентом Владимиром Путиным повышенной индексации пенсий. По ее словам, новости пенсионного обеспечения касаются не только непосредственно пенсионеров — они говорят о том, как наше государство исполняет свои обязательства перед гражданами.
В начале прошлой недели, вероятно на время оторвавшись от забот о гарантиях безопасности России от НАТО, президент Владимир Путин объявил, что повысить пенсии надо с опережением инфляции:
Принятые ранее решения не позволят покрыть людям расходы, которые связаны с повышенной инфляцией прошлого года, поэтому предлагаю так, как и говорил об этом на съезде «Единой России» летом прошлого года и в декабре на большой пресс-конференции, проиндексировать пенсии чуть даже выше инфляции, сейчас она смотрится как 8,4% – на 8,6%, с небольшим зазором, потому что окончательных цифр по инфляции пока нет.
Это удивительное заявление. Несмотря ни на что, мне кажется важным сохранять способность удивляться. По-моему, это звучит практически как издевка. Но давайте разберемся и даже проведем некоторые нехитрые пенсионные расчеты. В 2021 средняя пенсия по стране составила 17 481 рубль, средняя! Значительное количество пенсионеров получали куда более скромные выплаты. По закону пенсии ежегодно должны индексироваться на уровень фактической инфляции. В бюджет на 2022 год была заложена индексация на 5,9% — таким был официальный прогноз по инфляции при составлении бюджета. Такая индексация и произошла с 1 января этого года. Средняя пенсия увеличилась на 1031 рубль в месяц.
И это не соответствовало пенсионному законодательству, согласно которому страховые пенсии должны ежегодно увеличиваться выше, чем на уровень инфляции, зафиксированной Росстатом. Еще в декабре Путин говорил, что правительство — цитата — должно выполнять обещания прошлых лет, и индексировать пенсии выше инфляции. Так вот это не обещания, это закон, принятый сравнительно недавно — в 2018 году. Да-да, это тот самый закон, который повысил пенсионный возраст, но вот были в нем и скромные пряники, касающиеся встречных обязательств государства перед пенсионерами. Об этом обязательстве государства аккуратно напоминало и Министерство труда на собственном сайте.
То есть объявленная президентом в начале прошлой недели индексация — не жест доброй воли, а просто исполнение закона, пожалуй одного из самых спорных и непопулярных за последние годы. Пенсионный возраст постепенно повышается, как и предусмотрено этим самым законом, а что же с увеличением пенсий? В последние годы индексация пенсий и правда обгоняла инфляцию. Но зазор существенно снизился уже в прошлом году — прибавка сверх инфляции была меньше, чем на полтора процента. Но в этом году взята новая высота. Объявленный Путиным зазор, он же даже подчеркнул, как мы слышали, там было «даже чуть выше инфляции». Так вот «даже выше» — это на 0,2 процентного пункта. Инфляция по Росстату — 8,4, а индексация теперь будет на 8,6.
Вернемся к нашим нехитрым расчетам. Если бы правительство проиндексировало пенсию на фактическую инфляцию, то есть 8,4%, то средняя пенсия составила бы 18949 рублей. Таким образом, пенсия осталась бы на уровне прошлого года, как говорят экономисты, в реальном выражении, то есть за минусом инфляции. Но ведь есть и прибавка, объявленная Путиным, вот эти 0,2%. А с ними получается 18984 рублей. Итого целых 35 рублей пенсионеру — по решению президента. Кстати только неработающему пенсионеру. Ох уж эти зажиточные трудящиеся пенсионеры, у них-то правила индексации менее щедрые.
Примечательно, что никаких сумм в рублях Путин в этом выступлении не называл. 35 рублей звучит менее внушительно, чем весомое «индексация чуть даже выше инфляции». На 35 рублей можно купить, например, батон нарезной. Еще даже останется. Вот такой президентский батон, только совсем не золотой.
Но если серьезно, конечно же эта прибавка не позволит, как выразился президент, покрыть расходы пенсионеров, связанные с повышенной инфляцией. Потому что чем ниже доход, тем выше доля расходов на продовольствие. А продуктовая инфляция существенно быстрее общей. Да и личный рост цен у пенсионеров скорее всего существенно превышает средний по стране, рассчитываемый Росстатом.
Возможно, при индексации пенсий стоило бы ориентироваться как минимум на инфляцию продовольственную — она по итогам прошлого года превысила 10%. Или же дополнительно выдавать пенсионерам сертификаты на покупку продуктов в крупных торговых сетях - не корзину к выборам, а на постоянной основе. Раз уж не удалось за прошедшие два десятилетия выстроить работоспособную пенсионную систему. Помните, в 2018-м Путин в специальном телевизионном обращении объяснял, зачем нужно повышать пенсионный возраст:
Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное — обеспечить их устойчивый, опережающий рост.
Вот он, этот устойчивый опережающий рост. Плюс 35 рублей к официальной инфляции. Кстати, тогда президент Путин обещал, что средняя пенсия к 2024 году достигнет 20 000 рублей. Судя по всему, это вполне осуществимо, вот только о том, что до 2024 года будет происходить еще и такая неприятная штука, как рост цен, он тогда предпочел не говорить. Доходы пенсионеров, к сожалению, стали вопросом политическим, к федеральным выборам хотя бы случаются разовые выплаты — увы, в 2022-м федеральных выборов не ожидается, видимо, придется ждать до того самого 2024-ого.
Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ