«Ничего из того, что обещал Байден, не будет». Константин Сонин — о будущем экономики США, отношениях с Россией и укреплении рубля после победы демократа

09/11/2020 - 20:13 (по МСК) Григорий Алексанян
Поддержать ДО ДЬ

В гостях у Григория Алексаняна в программе «Деньги. Прямая линия» — экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин. Он рассказал, как избрание Джо Байдена на пост президента США повлияет на мировую экономику, что ждать от курса рубля в ближайшие месяцы, а также когда российская экономика начнет процесс восстановления после мирового кризиса. 

Итак, семь часов вечера, понедельник, как всегда в это время выходит программа «Деньги. Прямая линия». Веду ее в данный момент я, Григорий Алексанян, и гостем сегодняшним нашим станет Константин Сонин, профессор Чикагского университета и профессор Высшей школы экономики. Константин Исаакович, здравствуйте. Спасибо, что нашли время присоединиться к нам.

Здравствуйте.

Главная новость конечно же, наверное, в эти выходные пришла из Америки, вроде бы окончательно победил Байден. Еще, наверное, будут какие-то вопросы к этому, но тем не менее, можно уже говорить о том, что какой-то итог этих выборов есть. Скажите, пожалуйста, как в Америке вот в целом, при том, что мы знаем, что там общество достаточно расколото сейчас, как там все-таки восприняли эту новость и как отнеслись к этой победе?

Мне кажется, что все воспринимается в целом спокойно, потому что в тех штатах, в которых самая острая борьба, в этих штатах давно и хорошо привыкли к тому, что все выборы кончаются буквально разницей в 0,5%, в 1%, то есть это стандартная ситуация, и тем, что все время меняются, что республиканцы проигрывают демократам, демократы проигрывают республиканцам. Соответственно, нет никакого, нет никаких переживаний по поводу того, как же, действующий президент проиграл. Ну, проиграл. Люди за него голосовали, но против него проголосовало чуть больше.

Да, такому, наверное, остается только позавидовать. Ну вот рынки отреагировали очень позитивно, и азиатские рынки растут, и американские рынки тоже нацелились на рост. Вот такая позитивная реакция это, скажем так, временный эффект, собственно говоря, от какого-то разрешенного вопроса? Или стоит надеяться, что все-таки вот эта предстоящая какая-то смена вектора, наверное, экономики как-то дает фондовому рынку надежду на долгий рост?

Мне кажется, что фондовый рынок действительно радуется своим блестящим перспективам, и радуется он больше всего тому, что на президентских выборах победил Байден, и соответственно, теперь не будет постоянного напряжения, связанного с твиттером предыдущего президента. Но, это ничуть не менее важно, при том, что на президентских выборах победил Байден, фактически республиканцы выиграли выборы в Конгресс, и в Палате представителей у них увеличилось количество делегатов, и Сенат, я думаю, они удерживают, хотя ожидалось, что не удержат. Это означает, что никаких возможностей по увеличению налогов, изменению законодательным образом регулирования, этого ничего у Байдена возможности не будет, то есть никакого нового, обычного для демократов, давления на фондовый рынок не будет. Таким образом фондовый рынок, он на выборах выиграл даже не однажды, а прямо дважды, они выбили двести очков из ста возможных.

То есть все-таки есть надежда на то, что вот это падение, которое вот было чудовищное, оно все-таки закончится, и есть надежда на рост?

Чудовищное падение закончилось довольно быстро. Рынок быстро рос последние месяцы и практически восстановился к осени от уровня, с которого он упал в феврале. Вообще про фондовый рынок, он выступает в каком-то смысле лучше экономики в целом. Конечно, то, что происходит с коронавирусом, с эпидемией и вообще с американской экономикой, это фундаментальный фактор и без него не обойтись. Но вот конкретно результаты выборов для фондового рынка были, я же говорю, лучше, чем можно было бы желать. Вот если бы они могли сами управлять исходом, они бы вот это сделали: победил Байден, но совсем чуть-чуть победил, и проиграл выборы в Конгресс.

Вы уже сказали, что действительно есть такое двоевластие некое получается: Конгресс остался за республиканцами, президент-демократ. Для рынка и инвесторов, и в целом экономической политики Америки, это станет благоприятной моделью или же наоборот, вот это противостояние, которое может продолжиться при принятии каких-то важных экономических решений, может, собственно говоря, осложнить восстановление экономики?

Также по теме
    Другие выпуски