Как устроены «Офицеры России», и кто такой Антон Цветков
Закрывать выставку Джока Стерджеса в Центре братьев Люмьер приехал глава организации «Офицеры России» и по совместительству — глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы Антон Цветков. Кто он такой, и кто такие «Офицеры России», разбирались Маргарита Журавлева и Мария Борзунова.
Антон Цветков — глава Общественной наблюдательной комиссии за тюрьмами в Москве. Он же председатель президиума организации «Офицеры России».
На его официальном сайте сказано, что ему 38 лет, и родился он в семье военнослужащих. Однако, три года назад СМИ, ссылаясь на этот же сайт, писали, что он сын сотрудников КГБ, а его брат работает в прокуратуре. Правда, сейчас этого на сайте Цветкова почему-то нет.
В 2013 году он оказался в центре скандала, когда встал вопрос о новом главе Общественной наблюдательной комиссии. Перед тем, как Цветкова, вопреки мнению известных правозащитников, все-таки выбрали главой ОНК, журналист и член ОНК Зоя Светова писала в журнале The New Times:
«Недоброжелатели говорят, что Цветков получил задание от силовиков избраться председателем ОНК и вынудить Борщева с шумом хлопнуть дверью. Вполне допускаю, что для главы «Офицеров России» такое активное участие в деятельности общественных наблюдателей — путь по карьерной лестнице».
Но силовиком с формальной точки зрения он не являлся — в правоохранительных органах, судя по открытой информации, не работал, в армии не служил. Он просто дипломированный юрист, выпускник академии Кутафина и Российской академии госслужбы, защитил две кандидатских, в одной из которых «Диссернет» обнаружил многочисленные заимствования.
На официальном сайте Цветкова сказано, что в 1998-2000 годах он возил гуманитарные грузы в Чечню, в зону конттеррористической операции, и занимался помощью семьям военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, погибших при исполнении.
Коллеги по ОНК рассказывают, что поначалу Цветков выполнял представительские функции: рассказывал силовикам о созданной комиссии, объясняя коллегам, что хорошо знаком с людьми в погонах, и интересовался в основном работой полицейских участков.
Он возглавил ОНК в 2013 году, после скандала с «похищением» Леонида Развозжаева, обвиненного в организации беспорядков на Болотной. Цветков первым пообщался с ним после исчезновения и заявил, что с ним все хорошо. После чего тогдашний глава ОНК Валерий Борщев рассказал об избиении Развозжаева.
Борщев тогда рассказывал, что Цветков человек непростой, тесно общается с правоохранительными органами и входит сразу в три общественных совета: при МВД, при министерстве обороны и при аппарате судебных приставов.
Люди, знакомые с Цветковым, называют его карьеристом и пиарщиком. По их словам, он очень ценит свой статус члена Общественной палате, и пытался, пока безуспешно, попасть в президентский Совет по правам человека. Он не сможет в четвертый раз стать членом ОНК Москвы — по закону положено только три срока — и намерен избираться в ОНК по Московской области.
Нынешние члены комиссии говорят, что по большому счету их опасения по поводу председательства Цветкова не оправдались, они как работали, так и работают, и никто им никаких препятствий не создает, наоборот, Цветков их выслушивает и помогает решать некоторые проблемы. Так, например, он пригласил только что назначенного уполномоченного по правам человека Татьяну Москалькову (с которой он вроде бы дружен) в переполненный женский изолятор в Москве, после чего ситуация там улучшилась — часть арестованных перевели в другие изоляторы и, например, почини сломанные раковины в камерах.
Собеседники Дождя верят, что на выставку он приехал не по чьему-то заданию, а по личному порыву, или желая напомнить о своей организации.
Найти финансовую отчетность организации «Офицеры России» Дождю не удалось. Также «Офицеров России» нет и среди получателей президентских грантов за последние два года, хотя на сайте организации указано, что она действует за их счет.
Последний грант, который обнаружил Дождь, «Офицеры России» получили в 2014 году на сумму пять с половиной миллионов рублей. Зато, по данным сайта Госзакупки в этом году с Центром профилактики правонарушений (организация с таким же названием входит в «Офицеров России») заключила контракт «Центральная пригородная пассажирская компания». За 118 миллионов рублей центр профилактики правонарушений должен помогать компании в консультации по соблюдению правил безопасности на железнадорожном транспорте.
Если верить «СПАРК-Интерфакс», то организаций под названием «Офицеры» — две. Первая — финансово-промышленная группа «Офицеры», которая на 100% принадлежит Антону Цветкову и была зарегистрирована в 2005 году. Она находится по адресу улица Ангарская, 22, строение 1, там же где и «Центр профилактики правонарушений». А организация «Офицеры России», зарегистрированная в 2011 году, находится в 5-ом Котельническом переулке, дом 12. Один из учредителей — Антон Цветков.
Руководителем «Центра профилактики правонарушений» на сайте называется полковник Дмитрий Контарев. На сайте ФСИН в сведениях о доходах сотрудников за 2014 год Дмитрий Контарев значится как заместитель начальника управления с задекларированным годовым доходом 27,5 миллионов рублей.
Если верить видео, которые опубликованы в аккаунтах Центра в социальных сетях, представители не только консультируют. Например, на одном из видео инспекторы «Центра профилактики правонарушений» жалуются, что задержали вандала, а полиция не приехала. Тогда они сами доставили нарушителя к правоохранителям.
Помогает бороться с нарушениями и Оперативный молодежный отряд, представители которого вчера также появились у Центра братьев Люмьер. Отряд тоже входит в «Офицеров России».
На странице Оперативного отряда написано, что его участники занимаются быстрым и эффективным пресечением правонарушений. Судя по опубликованным в соцсетях видео, действует отряд совместно с полицейскими.
Руководит отрядом жена Антона Цветкова, Сабина. От комментариев Дождю она отказалась.
Фото: Алексей Абанин/Дождь