Общий тренд: рост безработицы, рост пессимизма. Александр Кынев — о том, как регионы выходят из коронавируса
В программе «Политика. Прямая линия» — политолог Александр Кынев. Обсудили, как выходят регионы из карантина, какие экономические проблемы породила эпидемия и как коронавирус повлиял на протестные настроения.
Мне, конечно, хотелось вас спросить, когда вы говорили про 2018 год и такой фактор, как пенсионная реформа, я хотела вас спросить: сейчас какое у вас ощущение, как регионы вышли из всей этой коронавирусной истории?
Они еще не вышли. Я думаю, что многие эффекты еще будут. Власть, как могла, пыталась, насколько это возможно, отложить, заморозить основной негатив.
То есть негатив есть.
Из последних сил, из последних ресурсов размазать по тарелке. Я думаю, что как раз резать по-сильному начнут, когда пройдут выборы. Власть понимает и ждет этого. Может быть, если есть какая-нибудь… Я не знаю, что там с кубышкой, естественно, у государства, может быть, если они понимают, что совсем все плохо с деньгами, по этой причине попытаются провести выборы в Госдуму побыстрее, может, еще какое-то время будут пытаться растягивать какие-то вещи, да, с тем чтобы выборы провести, а уже потом окончательно обрезать.
Это вопрос к экономистам, я не экономист. Пригласите Наталью Васильевну Зубаревич, насколько я знаю, когда я с ней говорил последний раз, она давала очень печальный прогноз, что будут жестко обрезать, очень жестко. И вопрос, когда они начнут, сколько времени еще, на сколько месяцев их хватит.
Пока этот выход, не выход из коронавируса не произвел такого же воздействия, как однозначная пенсионная реформа с однозначным негативным хвостом последствий. Такого эффекта нет.
Смотрите, падение доходов есть, это факт, уже имеющий место быть. Рост безработицы есть. Рост пессимизма есть. Фрустрация есть. Другое дело, что это все может быть еще хуже, чем оно было раньше. Просто есть элементы, которые в регионах ситуацию улучшают или ухудшают, есть, скажем, примеры, когда совсем неадекватный назначенец на посту губернатора и там, соответственно, получается кумулятивный эффект экономического негатива и имиджевой глупости. Это в Архангельске что мы видим.
Есть регионы, где предыдущий губернатор был настолько ужасен, что на его фоне просто не самодур ― это уже свет в окне. Это в Коми, Уйба после Гапликова. Есть регионы, где просто война всех против всех. В Чувашии прежний глава, Игнатьев, вначале подал иск на Путина, а потом умер, а новый глава не из «Единой России». И там просто полный винегрет получается на выходе.
То есть есть регионы очень разные. Есть, скажем, Кострома, где губернатор старый, сидящий, от него все устали. При этом есть попытка управлять очень жестко, но регион при этом очень консервативный, все равно люди там определяются, во многом исходя из личных отношений с кем-то и так далее. Есть Краснодарский край, где очень много подковерных конфликтов в элите. Есть очень высокая гражданская активность, которую очень много лет утрамбовывали, и все равно люди пошли и стали кандидатами в городскую думу Краснодара. Что будет на выходе?
То есть у нас на всю эту социально-экономическую историю в каждом конкретном случае накладываются местные конфликты, местная политика. Поэтому, на мой взгляд, общий тренд везде есть, но выстрелит он или нет, зависит от того, как он накладывается на конкретные элитные истории и на конкретные имиджи и ошибки власти.
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»