«Любим, смотрим и будем смотреть дальше». Реакция журналистов и политиков на признание Дождя «иноагентом»

20/08/2021 - 23:27 (по МСК)

20 августа Минюст признал «иностранными агентами» телеканал Дождь и издание «Важные истории»*, а также семерых журналистов — Романа Анина*, Романа Шлейнова*, Алесю Мароховскую*, Ирину Долинину*, Дмитрия Великовского*, Олесю Шмагун* и Степана Петрова*. Дождь собрал реакцию на это решение журналистов, политиков и общественных деятелей. 

Заявление главного редактора Дождя Тихона Дзядко

Всем привет! Как многие видели, телеканал Дождь внесли в реестр СМИ-иностранных агентов. Очень много сообщений и звонков, не успеваю всем ответить. Позиция очень простая. Телеканал Дождь не является иностранным агентом. Более того, телеканал Дождь не является каким-то ещё агентом.

Телеканал Дождь — российское СМИ. Все 11 лет своего существования Дождь работает в полном соответствии с российским законодательством, все наши источники финансирования известны, потому что мы публикуем свою финансовую отчетность на нашем сайте. Конечно, мы будем обжаловать это решение — как решение не соответствующее закону и здравому смыслу. И конечно же, мы продолжим работать как прежде. 

Спасибо всем, кто пишет и звонит. Мы будем признательны, если вы нас поддержите, оформив подписку или донейт.

Редакция «Важных историй»*

С момента своего основания, год назад, мы не скрывали от читателей, что зарегистрированы за границей.

Сделали мы это для того, чтобы быть свободными. И чтобы не превратиться, подобно российским государственным СМИ, в информационную обслугу власти, которая лает, когда ей это прикажут. А что касается самого списка иноагентов, то в нем уже столько приличных людей и изданий, что не находиться в нем просто неприлично.

P.S.

Если вы хотите нас поддержать, можете это сделать с помощью донатов. И подписывайтесь на наши соцсети – новое расследование выйдет уже на следующей неделе.

Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы»

Объявлять телеканал Дождь иностранным агентом, на мой взгляд, абсолютное злоупотребление правом. Мы знаем наших коллег как честных профессионалов и желаем им оспорить это несправедливое и политическое решение в суде.

Роман Баданин*, бывший главный редактор Дождя

Опять же в подходящее время я восстановил свой старый, заблокированный благодаря обыскам, аккаунт в ФБ (спасибо всем помогавшим!). Восстановил только за тем, видимо, чтобы выразить всестороннюю поддержку своим друзьям и коллегам на телеканале Дождь и в «Важных историях». У вас все будет ******* [хорошо], друзья, а у них — хер.

Андрей Лошак, журналист

Друзья, ответ у нас может быть один. Подписывайтесь на Дождь, пока его как «Проект» не уничтожили окончательно. «Медузе»* подписка помогла, может и тут поможет, хотя я не представляю, как выжить целому телеканалу на одной только подписке без рекламы. А рекламодатели, как показывают другие кейсы, моментально разбегаются. Но нет ничего хуже, чем просто причитать и ничего не делать, — это и есть выученная беспомощность. Не хотите остаться без единственного независимого телеканала — подписывайтесь. Я только что оформил подписку на год (знаю, звучит может быть излишне оптимистично, но уныние — грех, а Дождь — optimistic channel).

Антон Долин, кинокритик

Вся моя любовь, сочувствие и солидарность — [со] стойким коллегам с телеканала Дождь.

Держитесь. Все это не навсегда.

Павел Грудинин, бизнесмен, (комментарий Дождю)

Недавно [Николая] Платошкина признали экстремистом, на прошлой неделе меня сделали владельцем офшора, сегодня вас признали агентом, завтра кого-нибудь признают врагами народа. Обидно, что в нашей стране власть  может признать кого угодно кем угодно. Мне кажется, что власть должна быть предсказуема и в основании любого решения должен быть понятный и справедливый закон. Именно поэтому в Госдуме должны быть вменяемые люди. А иначе это издевательство над здравым смыслом и людьми. Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке.

Оксана Пушкина, депутат Госдумы, (комментарий Дождю)

Ожидаемо. Мне всё предельно понятно. Также ожидаемо было и мое непопадание в следующий состав Госдумы. Без фанатизма и иллюзий, с достоинством и надеждами продолжаем жить и трудиться.

Лолита Милявская, певица (комментарий Дождю)

Это лучший канал в современном эфирном пространстве. На нем работают Люди, не похожие на других. Точные, невероятные профессионалы, дающие разные информационные позиции, объясняющие происходящее в мире, выслушивая все за и против. Они соответствуют сегодняшнему времени. Независимость и интеллект журналистов, делает канал Творческим и Личностным. Дождь — Вы явление природы! Прольётесь и засверкает радуга на очень чистом небе вещательных чистот! Скорейшего Вам понимания окружающими?❤️Признаю себя Вашим зрителем и не хочу никаких агентов ?✌️

Ксения Собчак, журналистка, бывшая ведущая Дождя

В годовщину отравления Навального Дождь признали иноагентом. Дождь, на котором я проработала восемь лет. Дождь, который вырастил меня как журналиста. Дождь, который я так сильно люблю. Ну что, получается, сейчас «иноагент» — это знак качества. И наводить на подозрение должно отсутствие этой маркировки. 

Почти все независимые СМИ прикрыли, осталось немного, так что ОНИ как раз уложатся до осени. А потом возьмутся за ютуб. В этом я абсолютно уверена. Уже ясно, что все, кто не Маргарита Симоньян и не Соловьев — иноагенты. Кому это было подарком, интересно? У кого сегодня день рождения? Или под приезд Меркель подгадали? Нет слов. Выражаю глубокую солидарность моим коллегам и моей подруге, настоящему герою Наташе Синдеевой.

Редакция «Медузы»*

В реестре СМИ — «иностранных агентов» по состоянию на 20 августа 2021 года — 43 пункта (скоро ли будет сотня?). Среди дебютантов этого списка: единственный независимый российский телеканал Дождь под номером 35 и маленькое, но смелое расследовательское медиа «Важные истории»* под номером 37. 

Многие говорят: «Иноагент» — это знак качества, полагая, что это звучит утешительно. К тому же в России скоро действительно не останется независимых СМИ, не награжденных этим ярлыком. Это не так. «Иноагент» — дискриминирующий статус. А тем, кто до сих пор считает, что единственное неудобство, с ним связанное — это ***** над каждым материалом, мы рекомендуем хотя бы немного поизучать вопрос (просто чтобы тут не повторять уже много раз сказанное).

Хочется нам этого или нет, наша профессиональная жизнь никогда не будет прежней (а у многих коллег и личной — благодаря Минюсту — почти не будет). Тем, кто решит остаться в журналистике, предстоит тяжелый путь, на котором будет много разочарований. Что нас ждет впереди? Какая награда? Скорее всего, никакой. Скорее всего, единственная награда — это возможность хотя бы иногда чувствовать, что ты поступаешь честно и по совести. 

Как справедливо отмечают в своем заявлении «Важные истории»*, в списке «иностранных агентов» «уже столько приличных людей и изданий, что не находиться в нем просто неприлично». 

Что ж, добро пожаловать, дорогие друзья. У нас иногда даже бывает весело. 

Павел Лобков, бывший журналист Дождя

Я бы скорбел внутри, но поздравляю снаружи. Нет больше мифов о «договорняке» «Эха» и Дождя, о мифических крышах сислибов, о витринной свободе слова, есть бульдозеры и бульдозерная выставка.

Телеканал Дождь невзирая на лица, внутренне с вами. 20 августа это всегда 20 августа. Мы победим.

Николай Сванидзе, член Совета по правам человека при президенте России (комментарий «Интерфакс»)

Что касается внесения Дождя в реестр СМИ-иностранных агентов, то это очень плохо, потому что это популярный канал. Какое отношение он имеет к иноагентам, я не знаю. Но при этом у него хорошая репутация, либеральная репутация, поэтому эта акция воспринимается как чисто политическая. 

Леонид Волков, соратник Алексея Навального

Дождь — никакие не «иностранные агенты», а замечательный независимый телеканал. Любим, смотрим, и будем смотреть дальше.

Никита Могутин, главный редактор Baza

Дождь — иностранный агент. Агент со статусом, который не даст ему нормально работать. Удар по лучшему российскому телеканалу, закрытие СМИ, пресс независимых медиа — это символ лишь одного. 

Российская власть взяла путь на самоуничтожение. Они думают, что закручивают гайки, что контролируют процесс, но они лишь уводят его в тишину, в умолчание, в косые взгляды и шушуканье людей — своих же граждан. 

Чем плотнее теперь будет висеть тишина, тем страшнее и громче прозвучит затем звук.

Алексей Пивоваров, ведущий YouTube-канала «Редакция»

Дождь и «Важные истории»* объявили СМИ-иноагентами.

То, что с главным и единственным оппозиционным телеканалом ещё захотят поквитаться — было очевидно. Но, честно сказать, я ошибался. Я думал, что до выборов его не тронут, чтобы сохранить хотя бы видимость полемичности повестки и свободы слова.

То, что Дождь признали иноагентом именно сегодня, в день встречи Путина с Меркель — тоже неслучайно. Это важный сигнал как Западу, реакцию которого легко предугадать, но которая явно больше не волнует Москву, так и всем оппозиционно-мыслящим людям внутри страны.

Именно людям, а не СМИ, потому что независимых от Кремля СМИ не-иноагентов уже почти не осталось, по крайней мере, в эфирном формате. Только, пожалуй, «Эхо Москвы», которое держится исключительно на личном авторитете Алексея Венедиктова.

Для Дождя это не первый случай прессинга со стороны властей. Мы помним, как в своё время его лишали рекламных доходов, отрубив от кабельных каналов. Надеюсь, у них и в этот раз хватит ресурса продолжить работу. Независимый от власти голос — это очень важно. Я всегда это говорил и продолжаю на этом настаивать.

Максим Кац, директор «Городских Проектов»

Давно подписан на Дождь, но сейчас ещё добавлю ежемесячный донат на 1000 рублей кроме подписки.

Мария Эйсмонт, адвокат (комментарий Дождю)

Дождь с годами становился все сильнее, качественнее, востребованнее и популярнее, поэтому включение его в один из репрессивных реестров, кои множатся с невероятной силой, было вопросом времени. Сегодня это время пришло, и можно поздравить журналистов телеканала со своеобразным «знаком качества». Как говорится в одном и любимых всеми фильмов: «Значит хорошие сапоги. Надо брать».

Я была и остаюсь благодарным зрителем и верным подписчиком канала и всегда готова приходить в эфир. Сокрушаться по поводу продолжающихся репрессий нет смысла: мы давно живем с ними рядом и никаких иллюзий относительно направления движения давно нет. Рецепта выхода из этого пике, увы, тоже. Поэтому остается старый добрый проверенный способ поведения: не идти против совести, не молчать, подставлять плечо. Разнообразьте уже наконец свой мерч, и перееиздайте зонтик накануне осенних дождей)

Борис Вишневский, депутат заксобрания Петербурга (комментарий Дождю)

Включение Дождя в перечень «иноагентов» позорно не для Дождя, а для российской власти, старательно приклеивающей ярлыки ко всем СМИ, говорящим правду. Я (как и мои коллеги по "Яблоку") считаю, что само это понятие — «иностранный агент», — должно быть отменено, вычеркнуто из российского юридического словаря, как заведомо оскорбительное и дискриминационное. И за это мы будем бороться в Госдуме. Правда, сейчас этот ярлык, — чего власть явно не ожидала, — становится «знаком качества»: если его приклеили — значит, совершенно точно это достойное и правдивое СМИ, и надо доверять его информации. Удачи Дождю! Мы вместе!

Кирилл Мартынов, редактор отдела политики «Новой газеты»

Тактически атака на Дождь может закончиться победой властей: у них почти не остается оппонентов, все молчат или согласны с текущим политическим курсом. Но стратегически, громя медиа, власти рискуют учредить ГКЧП-2, чья бесславная деятельность началась с чрезвычайной цензуры и запрета на печать неугодных газет. Государство, оставшееся без общественной жизни, политики и медиа, будет обречено повторить судьбу СССР. Ведь пропаганда будет до последнего врать не только гражданам, но и Кремлю, что у нас все стабильно.

Василий Уткин, журналист

Моя поддержка коллегам с Дождя, телеканала, сегодня признанного иноагентом. Я провел на Дожде не так много времени, но оно незабываемо.  Всех профи гонят из журналистики. Ложь слишком важна, ни в том, ни в другом сомнений нет давно. Новое лишь одно. Раз дождь враг и его боятся, то власть в нашей стране — это Бастинда (злая колдунья из книги «Волшебник изумрудного города» — прим. Дождь)

*По решению Минюста России «Медуза», «Важные Истории», Роман Баданин, Роман Анин, Роман Шлейнов, Алеся Мароховская, Ирина Долинина, Дмитрий Великовский, Олеся Шмагун и Степан Петров включены в список СМИ, выполняющих функции «иностранного агента»