В начале декабря на видеоконференции с Владимиром Путиным вице-премьер Татьяна Голикова не могла скрыть радости — президент одобрил правительству не «массовую», а «масштабную» вакцинацию.
Знающие люди тогда говорили, что это большая победа. Незамысловатая игра слов, а политический выигрыш колоссальный. Правительство никак не успевало подготовить нужную партию вакцин для всеобщей вакцинации. А вот масштаб, как известно, зависит от глазомера.
Правительство тогда не только сохранило мандат, но и выиграло время — массовая вакцинация позже, но все-таки началась. Ее мартовские итоги налицо — 2 миллиона человек получили оба компонента вакцины, ещё столько же сделали первый укол. Эту информацию обнародовал сам президент Путин. Правда сам он вакцину не делал, только обещал. За президента объясняют, что у него сложный график прививок — не вставишься.
Да и попасть к президенту непросто — он так следит за своим здоровьем, что на личные встречи к нему, кажется, непросто записаться даже врачам — они ведь не могут сидеть на вечном 2-х недельном карантине. С политикой и экономикой из-за этого тоже, кстати, проблемы — российская власть устроена конфиденциально, если нельзя поговорить с президентом с глазу на глаз, можно и перепутать градус принятых решений.
Но мы отвлеклись от здоровья нации. 2 миллиона — это много или мало? Давайте не верить своим ушам, а сравнивать. В социальных сетях много полезных табличек. В Израиле привито больше 5 миллионов граждан — то есть больше, чем половина граждан страны. В Объединенных Арабских Эмиратах — 36% населения, в Великобритании — больше 22 миллионов, это около 34% резидентов. Уже все сравнили ситуацию в России и США — вакцинация в наших странах стартовала с разницей почти в месяц, в пользу России. Теперь в Штатах 62 миллиона вакцинировавшихся — против российской унылой четверки.
Если Россия будет прививаться нынешними темпами — ей до спасения, то есть вакцинации 60% взрослых россиян, еще 500 дней, буквально как у Григория Явлинского.
С одной стороны, вакцин, конечно, по-прежнему недостаточно. Месяц назад не понарошку массовая газета «Комсомольская правда» задалась вопросом — почему российская вакцина лучшая в мире, но россияне ею не прививаются? И Денис Колбасов, глава Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии, честно ответил: потому что у нас во Владимирской области вакцины просто нет. Это проблема всех, живущих в малых городах и поселках. Медики обращаются наверх, но сроки поставок вакцины плавают: февраль-март.
Проблема с логистикой и хранением сильно замороженных вакцин в регионах действительно существует. Об этом говорил даже Путин — проблемы с прививочными пунктами, в 9 регионах и вовсе нет и не было вакцин. Еще говорят, доставкой занимаются структуры Сбербанка, президент банка Герман Греф — человек, исторически близкий премьер-министру Мишустину. Кто-то шутит, что искусственный интеллект со сложной схемой поставок не справляется, кто-то иронизирует, что у Сбера всегда так — в каком отделении счет открывали, туда и идите.
Издание «Проект» выяснило, что даже там, где они есть, доля вакцин не учитывает ни числа заболевших, ни размера группы риска — например, пожилых людей, ни состояние медицины — например, число больничных коек. Ни региональную смертность от ковида, наконец.
С другой стороны, есть еще и сами россияне. 1 марта «Левада-центр» выпустил опрос, из которого все узнали, что граждане России просто не очень хотят прививаться.
Число тех, кто всё-таки собирается привиться, не только не растет, но даже снижается — в декабре нежелание прививаться выражали 58% опрошенных. А уже в феврале о том, что не будут этого делать, твердо заявили 62%. Причины, о которых россияне готовы говорить вслух, разные — кто то боится побочных эффектов, кто-то уверен, что вакцина плохо испытана, 16% опрошенных считают, что в вакцинации нет смысла. А 10% — просто антипрививочники.
Эта статистика так удивила, например, московских журналистов, что они стали личным примером показывать, как важно прививаться. Делать селфи с сертификатами, призывать к гуманизму, социальной ответственности и заботе о ближних — мол, что же вы не прививаетесь, на кону жизнь целого старшего поколения. Кто-то чистосердечно использовал аргумент-манипуляцию — число российских смертей от ковида приближается по масштабу к жертвам времен Большого террора. Стоит ли говорить, что автору этого аргумента быстро объяснили, где анти-ковидные раки зимуют.
Консенсус среди независимых публицистов тоже очевиден — государство само себя переиграло. Россия, похоже, выпустила хорошую вакцину, но она не востребована. Диссиденты не будут прививаться вакциной Кремля. Но и лояльные граждане, судя по всему, просто не верят государству, считая его лживым. И его медицине – предполагая, что она сплошь коррумпирована. Но главное, они так долго слушали по телевизору, что кругом враги, и в россиянина палят из всех орудий империализма, что и в прививке чувствуют вражеский яд. Вот и Путин не привился, а он-то уж точно не дурак.
Большинство россиян, то есть 64%, как утверждает «Левада», вообще считают, что коронавирус — это новая форма биооружия. Россиян так долго пугали смертельными исходами от западных вакцин, что воспитали целую партию против прививок. Шансов у нее, кстати, больше, чем у «Единой России».
Казалось бы — вот где национальная катастрофа. Правительство нужно наказать за нерасторопность, администрацию президента — за дезориентацию, а народу на скорую руку объяснить, что от их биооружия только наша вакцина, как космический пулемет, и спасает. К тому же, дело уже начато. По «Первому каналу» не зря целыми днями говорят, что мир нам завидует, а список стран, которые записались в очередь за «Спутником», стремительно растет.
Но это только невооруженным, любительским глазом видится катастрофа. А так — у всех все в порядке. Ну во-первых, главное победа, а не участие. А победа у нас уже есть. 48 стран зарегистрировали «Спутник», на западную долю из 11 миллионов произведенных доз пришлось не меньше 4 миллионов. Надо же заграницу завоевывать. Это не просто живые деньги, а буквальное мировое влияние. Зачем тратить его на внутреннем рынке?
К сентябрю, казалось бы, надо выполнить план, привить 60% населения — и даже если ускорятся, это, конечно, нереально. Но агитационно-прививочной кампании тоже не ведется. Поначалу еще были творческие решения: мэрия Москвы, например, сняла ролик про вампиров. Дело происходит ночью в кабинете врача, он и объясняет отцу-вампиру и его дочке, что нельзя пить кровь «антипрививочников», поскольку их кровь «может быть опасной».
С тех пор москвичей прививают с большими удобствами вплоть до ГУМА, но тихо, а на редких плакатах — в основном улыбчивые врачи, на которых очень рассчитывает на выборах «Единая Россия».
Выборы, кстати, не за горами. Если в стране столько людей, которые не хотят прививаться, может и не надо их раздражать? Кремлю нужен спокойный, а не измотанный локдаунами и испуганный шприцами электорат. В Москве вернули социальные карты (читай, отменили карантин) пожилым людям. По городу даже пронесся слух о том, что скоро отменят масочный режим. К самому Путину, по его собственному признанию, приехал таинственный гость из-за границы — и очень восхищался, что Москва живет, ну то есть дышит, а Европа загибается.
То есть принято решение, что все нормально. На этом фоне неприятные детали несущественны. 300 тысяч избыточных смертей? А вы докажите, что они от ковида. Официальная Москва не слишком сентиментальна, она слезам не верит.
Фото: picture alliance / Geisler-Fotop / ТАСС
По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента