Битва саратовских Вячеславов

Победитель праймериз ПАРНАСа об отношениях с Володиным и шансах на выборах
10/06/2016 - 19:50 (по МСК) Олег Кашин

На праймериз в партии ПАРНАС победил не кто-то из звезд российской оппозиции, а малоизвестных в московских кругах саратовский политик и видеоблогер Вячеслав Мальцев. Когда он победил, многие думали, что Михаил Касьянов не решится пустить его в список ПАРНАСа — Касьянов не любит новых людей и не доверяет интернету. Однако на заседании политсовета ПАРНАСа Касьянов сказал, что список они составят именно по итогам праймериз, то есть и Мальцев там тоже будет. Перед заседанием политсовета Олег Кашин поговорил Вячеславом Мальцевым по скайпу.

Вячеслав, добрый день! Я хочу вас поздравить с успехом на праймериз ПАРНАСа и узнать, поскольку ПАРНАС еще не объявлял официально о своих списках. Скажите, вам уже сообщили, берут вас или нет, Касьянов вам звонил?

Здравствуйте. Спасибо за поздравление. Вчера я встречался с Касьяновым, мы предметно обсудили все вопросы. Его мнение, что все должно быть по-честному, какие были результаты праймериз, такие и надо сохранить, естественно, независимо от того, произошли ли какие-то сбои.

Все будет решать политсовет, который будет заседать сегодня вечером, а потом будет решать съезд, конечно, поскольку высшим органом в партии является съезд.

Съезду вы можете не понравиться, потому что вы не совсем ПАРНАСовский человек. Вы ближе к какому-то народному волеизъявлению.

Национал-демократ, нас так называют определенные люди.

Хорошо.

Мы себя немножко по-другому называем, уж не будем никого пугать. Разница с либералами очень небольшая. Классической либеральной мысли на сегодняшний день лет 250, реализации ее в США, во Франции во время Великой Французской революции. За 250 лет все очень сильно поменялось. Сейчас и сами либералы, и национал-демократы, и все остальные сближаются на том, что информационный мир доминирует.

Вы как раз герой информационного мира. У вас канал в ютьюбе, он популярнее, чем ПАРНАС, это правда.

Мы все вместе идем к прямой демократии.

Внутри ПАРНАСа ведь не все готовы к прямой демократии. Я уже слышал, что вам не все там рады. Вы с этим уже столкнулись или пока все нормально?

Безусловно, я с этим столкнулся. Еще не все рады человеку с места. Вы же понимаете, человек из провинции, лох провинциальный.

Но место ваше тоже интересное. Это Саратов. Вы единственный оппозиционер, наверно, который хотя бы когда-то работал с Вячеславом Володиным. Насколько это вам помогает или мешает и что вы вообще можете об этом сказать?

Это не помогает и не мешает. С одной стороны, это помогает: зная о каких-то добрых отношениях с Вячеславом в свое время, определенные люди боятся подходить на пушечный выстрел, они бегут сломя голову. С другой стороны, понятно, что те люди, которые работают под Вячеславом, здорово мне мешают, потому что знают реально, как обстоят дела. Поэтому много раз они достаточно серьезно помешали. Я не думаю, что в этот раз у них получится помешать.

Тема провинции, прямой демократии, изменения той ситуации, которая возникла в России в настоящий момент, то есть перемены ― это тема доминирует.

Я уточню. С самим Володиным вы уже давно не общаетесь?

Последний раз я виделся с Вячеславом в 2006 году, 8 мая.

Видимо, ко Дню победы. Но вам действительно это уже не помогает и не мешает.

Если в самом идеальном варианте вы станете депутатом от ПАРНАСа, вы будете пытаться как-то поменять изнутри партию, будете вести свою игру или желаете не мешать Касьянову в том, что он хочет делать?

Моя задача ― изменение политического режима в Российской Федерации. Режим сгнил, его надо менять. Меня совершенно не волнует, благодаря какому инструменту это получится. ПАРНАС в этом будет участвовать, все будут участвовать. Стратегии в данном случае нет, есть только тактика. Стратегия изменения действующего режима, который всех затрахал.

Вам сейчас как-то вредят оппоненты? Если вы с таким отрывом победили на праймериз, вы, наверно, очень важная оппозиционная фигура. Есть какие-то провокации, угрозы?

Меня очень сильно боятся люди. Мне очень плохо вредить, потому что все знают, что достаточно сделать не очень хорошие ходы в сторону Мальцева, и сразу же последуют бешеные неприятности, начиная с того, что можно просто сломать ногу, упасть в открытый колодец. Моя мама говорила, что у меня целая армия ангелов-хранителей. В общем-то, я в это верю. Хотя я всегда говорю: «Я ни во что не верю, но ничего не исключаю».

Люди привыкли, что со мной лучше не ссориться. Я тоже привык, что лучше с людьми не ссориться.

Я слышал, что вы скрываете свое местоположение, откуда вы снимаете свои ролики, где вы живете. Или это такой миф про вас?

Это миф. Весь Саратов знает, откуда и когда мы вещаем. Представьте, чтобы кто-то не знал в городе Саратове! Тем более что ко мне на передачу приходит огромное количество молодежи, они сидят в зале, задают вопросы. Ваша помощница связалась именно через этих людей.

Вас было очень трудно найти, потому что все вас знают, но дозвониться до вас ― это была проблема. В этом смысле вы действительно закрытый человек.

Еще такой вопрос, он, может быть, покажется глупым, но для многих он реально важен. Скажите, пожалуйста, вы антисемит? Я знаю, у вас был ролик со словом «жид» в заголовке. Многих это действительно отпугивает. Какие у вас отношения с еврейским вопросом?

Абсолютно никаких отношений нет. Меня постоянно определенная категория антисемитов заставляет сказать что-нибудь. Раз в неделю, в месяц пишут, активно троллят: «Почему вы не говорите про евреев?». Я говорю, что знаю, что в жизни есть много более интересных вещей, чем говорить про евреев.

А ролика у меня не было никакого, это нарезано. Когда мне говорят: «Почему вы не говорите про жидов?», я отвечаю: «А чего мне говорить про жидов? Если есть что говорить, я говорю. А если нет ― то зачем?». Что, говорить «жид-жид-жид»? Я не буду говорить это, чтобы кому-то было радостно или кому-то грустно. Мне это не интересно. Это не моя тема. Я понимаю, что она возникла как повод для того, чтобы как-то там «фошиста» Мальцева не пустить на место Бори Немцова. Никто же не заметил, кроме меня, что место, на которое я претендую, ― место Немцова.

Это как раз многие заметили, знаменитый мандат Немцова. Это у многих вызывает этические сложности и противоречия. Как вы думаете, вы будете депутатом или это скорее движуха ради движухи? Вы себя видите в Госдуме?

Я не знаю, буду ли я депутатом, но то, что ПАРНАС пройдет с большим отрывом в Государственном Думу… Вы же понимаете, если ПАРНАС наберет 7%, то никто не пустит. Вячеслав Викторович сделает все, там будут «карусели» и все что угодно. В 2012 году я набрал по своему округу 83% голосов избирателей ― это никто не скрывал ― и проиграл, представляете?

Потому что ваш оппонент набрал 90%!

Нет, он, кстати, набрал больше, чем 90%. Такая загадочная ситуация. Первый избирательный участок: я уж не помню, сколько человек проголосовало. Голоса распределились так: 87 человек проголосовало за Мальцева, причем все эти 87 проживают на этом избирательном участке.

Так тоже было, резиновые квартиры и так далее.

410 проголосовало против Мальцева, и все они проголосовали по «липовым» открепительным удостоверениям.

Конечно, Вячеслав Викторович такое будет запускать. Мы уже это проходили. Тогда четырех голосов не хватало для того, чтобы преодолеть барьер в 7%.

В сентябре нас ждет битва двух саратовских Вячеславов. 

Другие выпуски