Из чего состоит «московское дело»: гид по главному процессу лета
В августе по субботам теперь регулярно проходят акции протеста в Москве и в других городах и, соответственно, каждая новая суббота пополняет списки задержанных, избитых, арестованных, обвиняемых, осужденных россиян. С высокой вероятностью 17 августа в этом списке появятся новые имена. Мария Борзунова подвела предварительные итоги и систематизировала уже имеющихся узников и арестантов, хотя бы по разнообразным вменяемым им статьям административного и уголовного кодексов.
«Московское дело» — так прозвали уголовные дела, которые возбудили после протестов из-за выборов Мосгордумы. По основному делу о «массовых беспорядках» и применении насилия в отношении представителей власти проходит 16 человек. Из них в СИЗО находятся 14.
Кроме этого, на активиста Константина Котова завели дело по так называемой «дадинской статье» — неоднократное нарушение правил проведения митинга. Еще один арестованный — Владислав Синица, его обвиняют в возбуждении ненависти к группе лиц с угрозой применения насилия. Синица написал твит, который следователи трактовали как призыв к насилию в отношении силовиков и их детей.
Расследование по делу Константина Котова уже завершено: следователи сообщили об этом через день после предъявления обвинений. Котов — оппозиционный активист. Он обвиняется по «дадинской статье» — неоднократное нарушение правил проведения митинга. Его дело состоит из трех административных нарушений: призывал выходить на несанкционированные акции и участвовал в них. Котов стал первым обвиняемым по этой статье, кому избрали самую жесткую меру пресечения, СИЗО.
Отец Константина Александр Котов: Константин — обычный человек, рос в обычной семье. Он работал на хорошей работе в институте обороны, он сделал много для обороны страны. Ведущий программист был, работает в сфере охраны, сигнализации, видеонаблюдения, разрабатывает программы распознавания лиц — это очень передовое направление программного обеспечения. Он вообще человек неконфликтный, спокойный, уравновешенный. Мы поддерживаем его, желаем, конечно, ему скорее выйти из этой ситуации. А ситуация, на мой взгляд, совершенно идиотская.
16 августа суд ограничил Котову время для ознакомления с материалами дела: на это активисту и адвокату дали всего три дня. В самом деле четыре тома.
Адвокат Константина Котова Мария Эйсмонт: Четыре тома дела, в каждом томе примерно 250-350 листов. Но дальше, надо понимать, что ознакомление с уголовным делом не ограничивается простым прочтением, оно включает в себя, помимо прочтения, обсуждение позиции, подготовку ходатайств. Потому что в ходе расследования уголовного дела мы не успели даже ни одного ходатайства [подать]. И, естественно, 212 статья, которая изначально, мне кажется, изначально и принималась для борьбы с мирной протестной уличной активностью граждан и которая какое-то время «спала», она «проснулась». Это очень неприятно осознавать, но, к сожалению, это объяснимая реакция властей на рост протестной активности гражданского общества.
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.