Беседы о духовности в воскресной школе. На стене — портрет патриарха, отец Дионисий Горовой и приглашенный священник рассказывают школьникам о праведной жизни.
В пятницу 27 июля, в дни поста, Дионисий зарезал жену и спрятал ее труп в лесу. Зарезал, потому что она хотела подать на развод, а для клирика это катастрофа, ведь в православном мире развенчание невозможно. Комментировать криминальную драму пришлось пресс-секретарю патриарха.
Руководитель пресс-службы московского патриархата Александр Волков: Понятно, что это преступление закрывает для священника возможность дальнейшего служения. Нет никаких оправданий, тем более, что он сознался в содеянном, но очень больно и горько, ведь идёт речь о нашем собрате.
На пост отца Александра в фейсбуке слетелись и миряне, и клирики, мнения разделились.
Матушка Ольга (ее имя изменено) хорошо знает, как православному священнику важно поддерживать вокруг своей персоны благостный образ.
Жена православного священника матушка Ольга: То же самое, что произошло с семьей убиенной матушки Анны. Он убил ее не потому, что что-то там такое, а потому, что она просила развода. А вот этот образ идеального священника — им очень тяжело с ним расставаться, они не могут с ним расстаться.
Матушка согласилась рассказать о своей истории брака с православным священником на условиях анонимности. История их отношений начиналась банально — со стороны православной девушки была симпатия, а со стороны будущего священника желание поскорее получить сан.
Жена православного священника матушка Ольга: У меня к нему были чувства, он мне очень нравился. А у него ко мне не было ничего. У верующих есть такое мнение, что благодать все покроет, все будет хорошо — там, привыкнете, полюбит, все будет прекрасно. И мы этому всему, конечно же, верим.
Насилие в семье началось сразу — поначалу муж обижал и оскорблял, дальше начались щипки и толчки. Матушка пошла за советом к духовнику, но ответ был по-православному однозначным — терпи и смиряйся.
Жена православного священника матушка Ольга: «Он же ваш муж, он отец ваших детей!» «Да вы что, да он священник!» «Да вы священническая семья, да вы что, давайте молиться! Мы сейчас все будем молиться!» Все — в какой-то момент он на меня набросился в машине, прям на улице.
Она молчала, смиряя грех гордыни, — а батюшка, чувствуя свою безнаказанность, еще больше распускал руки.
Жена православного священника матушка Ольга: Он, находясь в состоянии раздражения, в состоянии какого-то там неудовольствия... а неудовольствие могло вызвать, что не ту чашку, не ту ложку дала, не так прошла, не так села, не там сидишь, не там стоишь. Он уже начал конкретно бить.
Матушка рожала детей и снимала побои.
Жена православного священника матушка Ольга: Сколько слез я пролила — просто ведра слез. Кто через это не прошел, не объяснить, насколько это страшно, когда тебя бьет взрослый, здоровый мужчина. А те, кто через это не прошел, кого не били, они не могут понять этого ужаса, потому что стоишь и понимаешь, что вот он сейчас переборщит — и просто убьет.
На окончательный разрыв 12-летних отношений матушка решилась, только когда у батюшки появилась любовница.
Жена православного священника матушка Ольга: Залезла в его телефон — а там!.. Интимные смс-ки, «люблю не могу», все в таком стиле. Это сейчас я рассказываю, мне смешно, а когда я это все поняла, что это конец...
Матушке удалось вырваться из плена образцовой православной семьи — теперь за советом к ней идут и другие жены священников. Официально их брак еще не расторгнут, в процессе финальной стадии разбирательств батюшка предусмотрительно переписал на своих родственников общее имущество.
Жена православного священника матушка Ольга: Сейчас мне женщины, матушки звонят — спрашивают, как быть в такой ситуации. Сразу разводись! Сразу! И дели имущество, не жди. Потому что пока ты будешь там сидеть и лить слезы, все ваше совместное имущество окажется переписанным на брата, на свата, на маму, на папу — и ты при разводе не получишь ничего.
Известно, что домашнего тирана лишили права на служения, но сан так и не сняли — видимо, проявив милосердие.
Технически статистику разводов семей священнослужителей возможно подсчитать. Каждая епархия имеет сведения про всех своих клириков — про священников и дьяконов. Но собирают ли такую статистику в РПЦ, не ясно, даже если она есть, это информация для служебного пользования. Для широких масс образ семьи попа должен оставаться незыблем — скромная матушка в платочке и десяток румяных детей.
Хотя в своем закрытом мире, на приватных семинарах темы семейных проблем у священники поднимают.
Протоиерей Федор Бородин: Сегодня с утра служил утреннюю литургию, исповедовал. Приходит молодая матушка достаточно — трое детей, московский действующий священник, — которая говорит: наша семья пришла к полному тупику. Наверно, мы будем разводиться. Все ждали, я стоял и сорок минут откачивал. Вот вам статистика. Это два дня.
Выносить сор из избы в православном мире не принято. Десятки женщин, которые сталкиваются с проблемами в семье, не готовы говорить об этом «миру», это подрывает образ церкви. Так и выходит, что батюшки общаются между собой.
Священник, психолог и антрополог, отец Андрей Лоргус: Про кого-то лично что-то мы знаем, что-то знаем из разговоров. Но, вообще говоря, это все не имеет никакой такой официальной огласки.
А матушки ищут поддержки в закрытых группах или на православных форумах. Супругам священников сложнее — между собой они встречаются нечасто. Это именины, крестины, свадьбы, престольные праздники. Жены священников изолированы больше, чем батюшки. Иногда из этого вырастают свободомыслящие блогеры.
Автор ЖЖ «elenorthodox» Елена Живова: Когда я посмотрела на себя и своих подруг, как они живут, вообще о бесправии и насилии — физическом и психическом — в православной среде, мне стали писать женщины. Свои истории стали рассказывать. У многих ситуация была просто шокирующая. И я им давала телефоны [нрзб] центров, психологов, групп поддержки, в соцсетях очень помогали группы поддержки.
В проекте «Батюшка онлайн» обыватели задают откровенные вопросы — например, что делать, если разлюбил жену и полюбил другую. А информационный портал рязанской епархии даже запустил шоу «Батюшка версус Матушка».
С другой стороны, масла в огонь подливают священники, которые в своих проповедях рекомендуют «ломать женщину через колено» или заявляют, что красивая женщина сама по себе — воплощение греха.
Президент культурно-просветительского фонда «Преображение» Алексей Наумов: Многие люди считают, что, ну место женщины, оно... Что главная роль ее — семейная — рождение детей и забота о них.
Семьи священников живут в изоляции. При этом прихожанам всегда интересно наблюдать за женой и детьми священника как за неким образчиком идеальной семьи, идеальных отношений. Но на деле это далеко не так.
Развенчание по православной традиции невозможно. Но разводы случаются. Признание епископом брака недействительным происходит только после юридического расторжения брака. В таком случае, скорее всего мужчина получит запрет на служение, но сана не лишится. А если священник женится второй раз — это практически гарантированно лишит его сана и возможности продолжать привычную жизнь. Решение принимает епископ.
Президент культурно-просветительского фонда «Преображение» Алексей Наумов: Епископ определяет, что нужно, что не нужно. Когда церковь становится институтом, похожим на бюрократическую систему. Когда епископ, он выдаёт циркуляр, не взирая на то, что происходит. Тогда, да, возможны такие... патовые ситуации, очень сложные.
В обращении к епископу нужно будет подробно объяснить и доказать, что повод для развода веский.
Из других обстоятельств, которые рушат семьи священников, эксперты выделяют неготовность обоих к служению и тяготам, особенно, если служба проходит в отдаленных поселках.
В православном сообществе есть пары, которые живут разными жизнями и полюбовно договариваются о расставании, но не фиксируют его на бумаге.
Священник, психолог и антрополог, отец Андрей Лоргус: Бывает, разъезжаются и живут врозь. Как правило, жена, матушка, живет с детьми, а батюшка живет при храме. И в Москве такие истории есть. Это один из способов, надо сказать... не решения, но паллиативного решения проблемы.
Измены в православном мире несвятых святых тоже не редкость. Но на практике корпоративные традиции милости и всепрощения в церкви могут оказаться сильнее задокументированных фактов избиений или измен.
Фото: Агентство «Москва»