«Церковь в ловушке постмодерна»: Сергей Чапнин — о призыве митрополита Илариона запретить секс-шопы в России

30/01/2022 - 18:50 (по МСК) Денис Катаев

Митрополит РПЦ Иларион высказал мнение, что магазины интимных товаров для взрослых должны быть запрещены и выразил сожаление, что церковь не может регулировать размещаемые на них вывески. Такое заявление он сделал в ходе своей программы на канале «Россия 24», отвечая на вопрос от зрителя о том, почему он «должен постоянно выдумывать ответы на вопрос „а что это за игрушки для взрослых?“», поступающие от его детей из-за вывесок на таких магазинах. В эфире Дождя — Сергей Чапнин, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары», обсудили с ним эту ситуацию.

«Мне кажется, что церковь может говорить на самые разные темы, может говорить и на темы секса, и на темы секс-шопов, никаких проблем здесь нет, вопрос — как говорить, в какой ситуации и с какой интонацией. Вот, к сожалению, самая распространенная интонация среди иерархов Русской православной церкви, когда они обращаются к обществу — это запретить. И вот это желание не обсудить, не разобраться, а сразу запретить — это, мне кажется, гигантская проблема вообще публичного дискурса Русской православной церкви. И митрополит Иларион, несмотря на то, что он нынче лауреат государственной премии, тем не менее как бы следует этому странному дидактическому посылу, на который у церкви сегодня, в общем, никакого права нет.

Но я скажу более того, митрополита Илариона я знаю лично с 1991 года, мы с ним приблизительно сверстники, и надо сказать, что он всегда много говорил и довольно активно высказывался, но вот тему секс-шопов он почему-то впервые в жизни решил затронуть, когда ему уже сильно за пятьдесят, и я боюсь, что это та самая русская поговорка: „седина в бороду — бес в ребро“. 

Зачем ему это нужно — я не понимаю, но мне очень грустно, что он выбрал именно вчерашний день, вчерашний эфир для того, чтобы так быстро и так энергично разобраться с секс-шопами. Дело в том, что в первой части своего выступления в программе он сказал довольно важные слова об антивоенной позиции, ну по крайней мере своей личной, о том, что он против войны в Украине, он против нагнетания как бы вот этой военной истерии, и, мне кажется, было бы правильно, во-первых, говорить об этом, но, к сожалению, будучи, видимо, неискушенным в пиаре, в политическом пиаре, он соединил в одной программе две темы, которые категорически нельзя было соединять, и получил то, что получил — о миротворческой позиции церкви ничего не говорят, но все хохочут по поводу его довольно нелепых слов про секс-шопы. <...>

Церкви не хватает сегодня своего авторитета, чтобы ясно и внятно заявить: это наша позиция, она не имеет отношения к возрасту, гендеру, национальности. Наоборот, у нас и гендером, и национальностью, и возрастом все время мотивируются те или иные действия, и это такая ловушка постмодерна. Церковь находится в ловушке постмодерна, она все время хочет себя из универсальной церкви превратить в церковь каких-то определенных сообществ. Но не исключено, что это проблема корпоративного государства или жизни церкви в корпоративном государстве, когда церковь себя мыслит одной из государственных корпораций, она должна апеллировать к каким-то социальным группам, слоям. И вот если можно апеллировать в каких-то вопросах к армии, в каких-то вопросах к чиновникам, то вот в вопросах морали апелляция идет прежде всего к семье и, когда речь идет о семье, то, прежде всего, о некой реальной или гипотетической угрозе детям», — сказал Чапнин.

Фото: @5tep5 / Unsplash

Другие выпуски