Православные, мусульмане и иудеи выступали в администрации президента за новое уголовное наказание

23/01/2013 - 19:01 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

За оскорбление религиозных чувств можно применять Уголовный кодекс и лишать свободы. Такое мнение высказал сегодня протоиерей Всеволод Чаплин на заседании президентского совета по правам человека. Правозащитники с Чаплиным не согласны.

Ввести уголовное преследование за оскорбления чувств еще в сентябре предложили несколько депутатов Госдумы, заручившись поддержкой большинства парламентариев. Впрочем, думцев одернул Владимир Путин, заявивший, что торопиться не с этим не следует. Антон Желнов выслушал все мнения.

Желнов: Само место проведения сегодняшнего заседания – администрация президента – подчеркивало важно этого вопроса. Глава Совета по правам человека Михаил Федотов и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин сразу заявили, что законопроект недоработан и носит оценочный характер. Другие эксперты, изучившие инициативу депутатов Жириновского, Железняка, Воробьева, Мизулиной, ссылались на то, что в Уголовном кодексе уже есть 282 статья с формулировкой «унижение достоинства по признаку отношения к религии» и этого вполне достаточно. А если вводить в закон поправку «оскорбление чувств верующих», она допускает массу толкований. Чувство – не правовое понятие, настаивали эксперты. Суть сводится к тому, что за акцию Pussy Riot, а именно она подтолкнула к этой дискуссии (название группы упоминали очень часто), наказывать можно только административно, ведь спланированного унижения достоинства верующих в акции не было.

Николай Сванидзе, член ПСПЧ: Если мы судим неизвестно за что, шепот, робкое дыхание, что-то неподдающееся формулировке, то тогда можно осудить кого угодно за что угодно. Вот в этом опасность большая, а потому законопроект юридически, прежде всего, неадекватен. Я даже не говорю «морально», он неадекватен юридически. Там есть формулировки, которые не имеют права на юридическое существование, они не поддаются определению.

Желнов: Но если Совет высказался против редакции закона, то депутаты Жириновский и Нилов настаивали на своем. Жириновский заявлял, что Запад «воюет с православной Москвой» и «все последние акции и выставки оплачены из-за рубжа» и «врагам нужно давать отпор». Депутат Нилов также соглашался, что административного наказания мало за эти акции и нужно реагировать на все происходящее с православием острее. Эту точку зрения с той или иной поправкой разделили и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, а также полномочный представитель управления мусульман Кавказа Шафик Пшихачев. Протоирей Всеволод Чаплин тоже за уголовное наказание и он сегодня много говорил о морали, которая «тоже закон».

Всеволод Чаплин, протоирей: Очевидно, что категория морали присутствует в праве, в том числе присутствует во всеобщей Декларации прав человека, во всем корпусе международного права и весь корпус международного права говорит о том, что соображения морали – это одно из оснований, которое ограничивает свободу. Свобода должна иметь нравственные рамки. Можно, конечно, много спорить относительно норм нравственности, но те нормы, которые приняты большинством конкретного народа, бесспорно, должны быть рамками, ограничивающими свободу. Это правовая аксиома.

Желнов: За введение уголовного наказания выступает и председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда, правда он призывает депутатов и Совет быть осторожнее и доработать законопроект, чтобы не допустить перегибов.

Владимир Легойда, глава Синодального информотдела РПЦ: Мне кажется, что та норма, которая существует сегодня в административном кодексе, она может превратить целый ряд актов, с которыми мы уже столкнулись в нашей жизни, просто в такое недорогое платное развлечение. Поэтому, мне кажется, необходимо двигаться в направлении изменения этого в сторону уголовной ответственности. Но это не означает, что непременно нужно сажать и так далее. Речь идет о том, что должна быть внятная, четкая ответственность, которая защищает, как сегодня говорили, конституционное право.

Желнов: Первое слушание законопроекта (пока еще не было ни одного слушания) должно состояться примерно через месяц. И удастся ли Совету и его главе Федотову отстоять вот эту проведенную ими экспертизу перед депутатами, пока не ясно. Позиция Владимира Путина также не озвучена, она останется прежней ноябрьской: не торопиться.
Другие выпуски