«Никакая поддержка не компенсирует закрытие»: Анастасия Татулова о последствиях для бизнеса новой «нерабочей недели»
В России продолжает расти заболеваемость коронавирусом. За сутки зарегистрировали 33 740 случаев заражений и 1015 смертей. В правительстве снова заговорили о режиме нерабочих дней — слов «локдаун» или «карантин» федеральные чиновники избегают еще с начала пандемии. Вице-премьер Татьяна Голикова предложила ввести нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября, а в особенно проблемных регионах — с 23 октября. Кроме того, чиновница предложила ужесточить систему QR-кодов. Предложение уже одобрил премьер-министр Михаил Мишустин, правительство обратится с этой просьбой к президенту. На днях сразу несколько регионов сами решили ужесточить антиковидные ограничения. Обязательную самоизоляцию для непривитых жителей старше 60 лет ввели в Оренбургской области. С 15 ноября в бассейнах, фитнес-центрах, в кино, на концертах и в некоторых других местах QR-код будут требовать в Петербурге, а с 1 декабря невакцинированные граждане и те, у кого нет отрицательного ПЦР-теста, не смогут попасть в рестораны, бары и кафе. Мэр столицы Сергей Собянин объявил возвращение «домашнего режима» для пенсионеров, не привившихся или не переболевших ковидом в течение последнего полугода. Как новые ковидные ограничения отразятся на бизнесе, обсудили с основательницей сети семейных кафе «Андерсон» Анастасией Татуловой.
Анастасия, здравствуйте. Расскажите, как вы восприняли вот те нововведения, о которых сегодня говорили и столичные власти, и представители, члены правительства?
Пока нововведения столичных властей предпринимателей сильно не касаются, потому что в целом все уже старались вакцинировать сотрудников, и я знаю, что много у кого и 80% вакцинировано сотрудников. Это не новость, то, что будет 80%, мы знали давно, и в Подмосковье давно 80%, поэтому ничего кардинального я здесь не вижу.
То, что ввели нерабочую неделю, ну что я могу сказать, мне кажется, что у предпринимателей уже вот на эту вот фразу, каникулы за счет работодателя, аллергия выработалась. Не знаю, конечно, цифры ужасные, то, что происходит со смертностью и с заболеваемостью, ужасно, и кампания по вакцинации полностью провалена.
И я опасаюсь, что это будет не неделя, мы же помним, как все это было в прошлые разы. Я думаю, что это только начало, потому что явно, что не справляется страна с очередной волной.
Я очень надеюсь, что будут какие-то все же таки меры приняты по поддержке, потому что я уже несколько недель разговариваю с Министерством экономики и прошу, чтобы программу «ФОТ 3.0» все-таки продлили срок возврата.
И нужно вводить какую-то новую помощь, потому что во многих регионах, там, где уже введены коды, вводят одно на другое, имитируют деятельность бурную. Можно ввести и коды, и ограничения по времени, например, такие вот есть блестящие области, что можно по кодам, но работать все равно после девяти нельзя. Вот такие есть шедевры.
Но на вашем бизнесе это серьезно сказывается, особенно вот в тех регионах, где уже работают QR-коды? Мы слышали, что в Москве не будут вводить, потому что рестораторы «будут ныть», это цитата, которую приводит издание «Медуза»* со ссылкой на источники.
Как я могу прокомментировать такую цитату, рестораторы «будут ныть»? Знаете, отрасли реально, и не только наша отрасль, очень сильно пострадали, и это уже сейчас не просто потеря там выручки, это в основном потеря людей, потому что из отрасли массово уходят сотрудники. Они уходили в первую волну, во вторую, и уходят сейчас, потому что эта отрасль, она оказывается фактически первая под ударом. Детские развлечения и общественное питание — это то, что в первую очередь страдает.
Поэтому «ныть», не знаю, насколько верное слово, но, конечно, люди устали. Понимаете, это выглядит как какой-то утопающий, который все время воздух глотает между волнами, а потом опять.
Скажите, опасаетесь ли вы возвращения QR-кодов в столице? И насколько ваш бизнес пострадал тогда, когда они действовали в Москве? Насколько страдают ваши кафе в тех регионах, где сейчас эти QR-коды действуют?
По регионам данные отражают ту же картинку, которая была в Москве. При введении кодов в ресторанах, у которых не было летних веранд, выручка этих ресторанов упала на 85-90%.
И собственно, мы сейчас видим, как в регионах, несмотря на то, что процент вакцинации вроде бы уже другой, все равно это абсолютно тот же тренд — 85-90% выручки теряют рестораны при введении кодов сразу же.
В Москве чуть-чуть помогло то, что были веранды, и веранды не закрывались. Но те, у кого не было веранд, они были совершенно убыточными, поэтому при введении кодов будет то же самое, люди не готовы ходить по кодам.
Какие меры, по вашему мнению, должны принять сейчас власти, и какую поддержку вашему бизнесу, рестораторам, оказать?
Вы знаете, тут как, никакая поддержка, она не компенсирует убытки, которые теряет отрасль при закрытии, никакая поддержка не компенсирует. Но наверное, было бы правильно все-таки не какие-то там половину МРОТ или еще что-нибудь, а есть две понятные вещи, которые надо сделать.
Надо вернуть тем людям, которые платили налоги, их налоги обратно. Это можно сделать как ссуду, как кредит там на два-три года, для того, чтобы можно было вот эти тяжелые какие-то времена пережить. И это справедливо по отношению к тем, кто эти налоги платил.
И я думаю, что правильно, конечно, компенсировать полностью зарплаты сотрудникам. Это не компенсирует вообще близко потери, которые несут отрасли, которые закрывают или ограничивают, но это честно для того, чтобы позволить этим отраслям не потерять людей.
То есть вот эта вот история с возвращением половины МРОТ, она не спасет ситуацию?
Нет. Я не знаю вообще как язык, честно говоря, поворачивается разговаривать про половину МРОТ, и вообще в принципе про МРОТ, потому что налоги, которые мы платим, они почему-то высчитываются не с МРОТ или половины МРОТ, а с полных зарплат сотрудников. Но при этом помощь, она почему-то регулярно в помощи звучит слово «МРОТ».
Анастасия, мы, конечно, все помним ту встречу с Владимиром Путиным, в которой вы принимали участие. Сейчас удается ли вообще достучаться до властей? Вы уже говорили о неких контактах с правительством, какая там реакция?
Я не занимаюсь контактами с правительством. Я только как омбудсмен могу, какие-то предложения свои даю, по каким-то жалобам разбираемся.
Вот я уже говорила о том, что несколько раз я встречалась с просьбой продлить «ФОТ 3.0», по которому сейчас наступает срок возврата, по этим кредитам, которые были взяты, и людям не из чего возвращать, потому что их уже после этого два раза закрывали. Вот это из крайне необходимого. А сказать, что я постоянно с кем-то там общаюсь, ну нет.
Ну, когда-то удавалось все-таки с Путиным поговорить, сейчас, наверное, ситуация несколько иная.
Спасибо вам за этот комментарий, за участие в нашем эфире.
*По решению Минюста России «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
Фото на превью: Сергей Фадеичев / ТАСС