Правительство Японии собирается предложить России отказаться от права требовать компенсации в отношении южных Курильских островов. Об этом сообщает японская газета Yomiuri со ссылкой на несколько источников, близких к российско-японским переговорам. Спор по поводу Курильских островов длится не один десяток лет. Подробнее о его основных вехах — в материале Евгении Зобниной.
Спор за Курилы — это спор за четыре острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу маленьких островов Хабомаи. Для Японии это северные территории, а для России южные. Во время Второй мировой Советский Союз отвоевал себе Сахалин, а с ним забрал и Курилы. Спустя шесть лет японцы подписали мирный договор с антигитлеровской коалицией, в котором отказались от островов. Но здесь есть несколько моментов, из-за которых и все разногласия.
Первое — Советский Союз этот договор не подписал. И второе — японцы заявляют, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи вообще в термин «Курильские острова» не входят. Они ссылаются на трактат 19 века, подписанный еще с Российской Империей, по которому эти острова все-таки японские.
Тогда, в 1956 году, СССР, надеясь дружить с японцами против Америки, подписал с ними декларацию. Решили, что как заключат мирный договор, так Советский Союз сразу отдаст два острова, Шикотан и Хибомаи. Но японцы потребовали все четыре. Вот и вышло, что война закончена больше 70 лет назад, а мирного договора все нет.
Ельцин после встречи с очередным японским премьером был почти готов отдать острова в 1997 году, но этого не случилось. С тех пор каждая встреча властей России и Японии — это вопрос «А что там с Курилами?»
В ноябре 2010-го тогда еще президент Медведев поехал на Кунашир. Японцы возмутились, отозвали посла и выразили протест. С тех пор протесты они будут выражать каждый раз, когда кто-то из высокопоставленных лиц отправится на Курилы — или в случае учений, или если Россия захочет провести интернет, но вот только в подрядчиках Китай, вечный конкурент Японии. А Медведев и дальше будет гостить на островах, тем самым показывая, что это не забытый богом край, столица о нем помнит.
В 2012 на свои вторые сроки пошли Путин и премьер-министр Синдзо Абэ. Тон японцев сменился: оккупированные территории теперь называют занятыми без юридических оснований. Встреч было больше десятка, но главный вопрос это никак не решало. В декабре 2016-го главы стран договорились о совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Путин тогда сказал, что острова могут быть не «яблоком раздора», а тем, что объединяет два государства.
Японцы собирались дружно сажать с россиянами клубнику, но что-то не случилось. По словам экспертов, Курилы что для России, что для Японии, — это такая геополитическая игра. Для Абэ это авторитет внутри страны и отсутствие помех со стороны России в случае конфликта с Китаем. А для Путина — возможность быть наравне со страной из «Большой семерки».
В ноябре Путин выступил с идеей мирного соглашения без предварительных договоренностей. Токио сперва возмутился, но потом тон сменился. В Сингапуре на встрече Путина с Абэ вспомнили о декларации 56-го года — той самой, по которой Россия отдает два острова.
В этой же декларации был прописан отказ от взаимных претензий, но Токио оставлял себе право требовать от России денежных компенсации государству и бывшим японским жителям Курил. 7 января Абэ заявил, что поклялся на могиле отца — он сдвинет вопрос с мертвой точки. И вот уже 8 января японская газета Yomiuri сообщила, что японцы на следующих переговорах предложат России отказаться от взаимных денежных претензий.