Возродить Штирлица: почему федеральный эфир заполонили сериалы про силовиков
Уровень доверия россиян к силовикам, согласно исследованиям «Левада-центра» сейчас предельно высок. Первые три позиции – это Путин, армия и ФСБ. Полиция и прокуратура, например, попали в блок для тех, кому россияне «скорее не доверяют». Евгения Котляр разбиралась, как с помощью массовой культуры кино и сериалов в голове «среднестатистического россиянина» формируется образ отважного сотрудника спецслужбы или несуразного и нелепого полицейского.
Черное пальто, шляпа с полями и красный шарф — образ супер героя Казановы и его чуть менее модных коллег милиционеров Дукалиса, Соловца и Ларина в 1997 году взорвал интерес аудитории. Сериал «Улицы разбитых фонарей» после непростых 90-х показал миллионам зрителей по всей России, что «менты» беззлобные, незатейливые и с выдумкой. По мнению Евгения Баженова, популярного сетевого кинокритика, сейчас правоохранители на экранах все равно с грехами: «В „Улицах разбитых фонарей" положительный образ полицейского, сейчас в кино такого нет. Образ поменялся, частично положительным можно считать персонажа из сериала „Метод". В основном, полицейский — это плохой персонаж — или взяточник, или убийца-маньяк».
Кстати, дело «Улиц разбитых фонарей» живет до сих пор. Сейчас на канале НТВ показывают 15 сезон одноименно сериала. И хоть в целом концепция не изменилась, полицейские из серии в серию продолжают расследовать преступления разного масштаба.
Согласно опросу «Левада центра», сейчас уровень доверия россиян к сотрудникам спецслужб, ФСБ сильно вырос -— в 4-6 раз с 2013 года. А доверие к прокуратуре и полиции остается на низком уровне. По мнению Дениса Волкова, социолога «Левада центра», массовая культура в виде фильмов и сериалов, конечно, оказывает влияние на среднестатистического россиянина. И если с условным полицейским он хоть раз да встречался в реальной жизни, то сотрудника спецслужб, как правило, видел только на голубом экране. И в голове остаются обрывочные образы, которые сливаются в нечто единое.
Масштаб воздействия на аудиторию у классических «ментов» в разы уступает зрительскому интересу к новому сериалу про высшее звено силовиков – сотрудников ФСБ. Сериал «Спящие» на Первом, который называли «подарком» к дню рождения президента, возводит образ сотрудника спецслужб если не к «Агенту 007», то к человеку крайне положительному и сочувствующему.
Киновед Юрий Богомолов считает: «Этот опыт, который сейчас пропагандируется. Попытка возродить что-то вроде Штирлица. У Штирлица был какой-то тыл. Несколько иллюзорно, но был тыл. А у этих героев, ну показывают время от времени здание Лубянки. Это тыл? Это уже давно скомпрометированный тыл».
По сюжету, оперативная группа ФСБ занимается разработкой программы иностранных спецслужб с целью защитить родину. В знаменитом сериале Homeland про работу ЦРУ рассказывали так же подробно. В Голливуде вообще с фактурой и образами специальных агентов очень строго. Создатели сериала – сценаристы, продюсеры и актерский состав, консультировались с настоящими агентами, официальными представителями ЦРУ и ветеранами. По словам режиссера «Спящих» Юрия Быкова, похожие консультации проходят и в российском кинопроцессе:
Но, аудитория федеральных телеканалов очень разная. В программе передач на сегодня есть милитари-контент на любой вкус: «Возвращение Мухтара 2», «Тайны следствия», «Крот -2». Если добавить сюда игровые художественные фильмы, образ полицейского все же разный. У того же Юрия Быкова в «Майоре» главный герой человек — винтик страшной системы.
На обложке: кадр из сериала «Спящие»