Расследование ДОЖДЯ: Кому была нужна смерть Сергея Магнитского?
Дело Сергея Магнитского перевернулось, генеральная прокуратура возобновила расследование, но не против тех силовиков, которые считаются причастными к смерти юриста, а против самого Сергея Магнитского.
Погибшего полтора года назад в бутырском СИЗО, Магнитского, несмотря на это, хотят осудить за хищения бюджетных средств и создание серых схем ухода от налогов.
Это стало возможным после того, как Конституционный суд отменил решение, в связи с которым смерть подозреваемого служит достаточным основанием для закрытия уголовного дела. В фонде Hermitage Capital не согласны с новым решением и заявляют, что для возобновления дела нужно сначала получить согласие родственников. Абсурдом это называют и члены президентского совета по правам человека.
Они ведут собственное расследование гибели Магнитского, месяц назад передали его результаты Дмитрию Медведеву. И в тексте прямо называют имена силовиков, причастных к гибели юриста. Но никаких подвижек с тех пор так и нет. Уголовные дела возбуждены только против двух врачей сизо.
В деле Сергея Магнтитского помимо силовой, есть и бизнес-версия. Прежде всего, это конфликт между фондом Hermitage и крупнейшей инвестиционной компаний "Ренессанс". В следственный комитет России от лица Фонда уже поступили документы, где говорится о том, что к хищениям государственных денег были причастны компании, подконтрольные "Ренессансу", а арест Магнитского напрямую связан с расследованием этого дела.
Что в действительности происходило между фондом и компанией "Ренессанс"?
Васюнин: Версия, о причастности сотрудников внутри «Ренессанс Капитал» к делу Магнитского широко не обсуждалось. О ней ничего не сказано в докладе Совета по правам человека при президенте, который недавно услышал Дмитрий Медведев, ну, а официальное следствие вообще так глубоко не капает. В самой компании отвергают причастность к незаконному возврату налогов. Однако Сергей Магнитский начал расследование хищения компании Браудера и обнаружил еще один эпизод кражи налогов из казны, как раз с участием компаний, которые были подконтрольны «Ренессансу». Давайте послушаем, что сейчас говорит юрист Джеймисон Файерстоун.
Файерстоун: Были люди внутри «Ренессанс Капитал», которые активно работали с криминальной группой, чтобы похитить 107 миллионов долларов. И через год эти люди, которые в это время еще были внутри «Ренессанс Капитал», опять работали с криминалом, чтобы похитить из компании «Эрмитаж» даже в два раза больше и были использованы те же самые юристы, те же самые налоговые инспекторы, и то же самый банк. Кто внутри «Ренессанса» участвовал, я не готов пока сказать. Но, что люди внутри «Ренессанса Капитала» сделали это годом ранее и опять в этом участвовали, это я подтверждаю. Я могу сказать, что я верю, что это правда.
Васюнин: Давайте посмотрим, что имеет в виду господин Файерстоун. До либерализации рынка «Газпрома» иностранные компании могли торговать акциями газового гиганта только через российские компании. Это было сделано для того, чтобы избежать спекуляции. Все компании нерезиденты – «Ренессанс Капитал» и «Эрмитаж» – владели акциями «Газпрома» через вот такие российские компании. Таких компаний у «Ренессанса» было две - это «Финансовые инвестиции» и «Селен секьюритиз».
Вот мы видим на схеме, ими управляет ИФ «Ренгаз». После либерализации рынка, ситуация меняется. «Финансовые инвестиции» и «Селен секьюритиз» продают все акции «Газпрома», которые принадлежат «Ренессанс Капиталу» и выручают за это, приблизительно мы можем посчитать, 12 миллиардов рублей. Количество налогов, заплаченных с этой суммы, равняется примерно 3 миллиарда рублей, именно столько уходит в бюджет.
А что начинается дальше? Дальше начинается все самое интересное: «Ренессанс Капитал» избавляется от финансовых инвестиций «Селен секьюритиз». Дело в том, что появляется возможность напрямую владеть акциями «Газпрома», роль этих прослоек, в общем-то, сводится к нулю, их продают. Дальше начинается та же самая схема, что и в случае с Сергеем Магнитским. Несколько компаний предъявляют иск на сумму более чем 12,5миллиардов рублей. Эта сумма примерно сопоставима с суммой продажи акций.
Компания «Финансовые инвестиции» и «Селен секюритиз» проигрывают несколько судов, они соглашаются с требованием, и оказывается, что налогооблагаемая база этих компаний, равняется нулю. Таким образом, после того, как выясняется, что ни «Финансовые инвестиции», ни «Селен секюритиз» ничего государству не должны, оказывается, что государство наоборот должно этим компаниям.
Эти фирмы (кстати, Джеймисон Файерстоун утверждает, что это фирмы-пустышки) получают из бюджета 3 миллиарда рублей. Кто выплачивает им - уже знакомые по делу Магнитского две налоговые инспекции: налоговая инспекция №28 и №25. После того, как сумма размером примерно 3 миллиарда рублей, сумма от этой махинации возвращается из налоговых инспекций, она поступает на счета в «Универсальный банк сбережений».
Если мы посмотрим, все происходит ровно через год, мы увидим ту же самую схему, именно с нее началось дело Магнитского, когда компании «Парфенион», «Махаон» и «Рилэнд» были украдены у господина Браудера, у фонда «Эрмитаж», и налоговая №28 и 25 вернули уже 5,5 миллиарда рублей. Именно эта сумма оказалась в том же самом «Универсальном банке сбережений».
Официально в «Ренессансе» говорят, что не имеют отношения к махинациям с бывшими фирмами, однако после расследования Сергея Магнитского, между Уильямом Браудером и тогдашним главой «Ренессанс Капитала» Игорем Сагиряном начались переговоры. О чем, об этом расскажет мой коллега Антон Желнов.
Желнов: Компания «Ренессанс» уже после того, как в 2007 году были похищены компании Hermitage, была активным переговорщиком с руководством Hermitage Уильямом Браудером и их партнером Джеймисоном Файерстоуном. Как рассказал «Дождю» источник, близкий к руководству «Ренессанса», бывший в то время президентом компании Игорь Сагирян регулярно получат звонки от Файерстоуна с просьбой встретиться. Первый разговор случился в 2006 году, к этому времени уже были похищены компании со стороны «Ренессанса», был сам Сагирян и юрист Юрий Попов.
На встрече Файерстоун жаловался, что против них ведутся силовые действия и развернута война. «Ренессанс» должен был помочь с расследованием хищений компаний, однако Сагирян сказал, что будет делать это без шума, иначе это вредит рынку и если сам Уильям Браудер в курсе, то он тогда займется этим. Браудер оказался в курсе и через какое-то время в лондонской гостинице «Chester» состоялся разговор, он продолжался полчаса.
По версии нашего источника, Браудер начал с резкого наскока на «Ренессанс», но Сагирян сказал буквально следующее: «Билл, я пришел, чтобы мы, «Ренессанс», подключились. Давайте объединим усилия». Но этот диалог тогда ничем не закончился. По данным нашего источника в Hermitage, Сагирян предложил неприемлемое для них решение, а именно: ликвидировать похищенные компании.
Браудер расценил это как попытку скрыть следы преступления. Вторая встреча также происходила в Лондоне и также по просьбе Файерстоуна. Сам Сагирян, якобы, не соглашался, но основатель «Ренессанса» Стивен Дженнингс посоветовал ему сходить и послушать: условием было подписанное соглашение о неразглашении информации в присутствии двух адвокатов. Сагирян в ходе разговора много раз обращался к Файерстоуну с вопросом: «Кто-то в чем-то виноват? Почему?». К этому времени Магнитский был уже арестован, а Файерстоун просил помощи.
По информации нашего источника в Hermitage, Сагирян тогда намекнул на то, что «ваш человек Магнитский мог быть арестован, потому что копал под нас». Имеется в виду расследование, где Магнитский доказал причастность компании «Ренессанс» к хищению компаний и налогов у Hermitage. В ответ на это Файерстоун заметил, что «Магнитский должен быть выпущен и тогда мы прекратим преследовать вас по всему миру», обращался он к Сагиряну.
Такие взаимные обвинения не устроили обе стороны, а встреча быстро закончилась. По информации источников «Ренессанса», Сагирян был готов помочь и у компании были рычаги для этого, но для этого нужно было перестать беспочвенно обвинять друг друга. Якобы «Ренессанс» даже предоставил адвоката, способного ему помочь, его имя не раскрывается, но в итоге Hermitage не оплатил его услуги. Сам фонд категорически отрицает сегодня эту информацию. Еще одним человеком, который должен был помочь освободить Сергея Магнитского - это бывший генпрокурор Юрий Скуратов. Он выступил посредником. Нашему телеканалу Скуратов подтвердил факт своего участия в переговорах.
Скуратов: Сергей Магнитский находился под стражей, и одна из задач состояла в том, чтобы наладить такое неформальное, но конструктивное взаимодействие сторон, но, к сожалению, мне этого не удалось. С предложенной мною схемой действия не согласился Браудер, хотя российская сторона, я вел переговоры с рядом лиц, она в общем-то заняла более конструктивную позицию. Но «Браудер и Ка», они, в общем-то, меня не поддержали в том плане, который я предложил, поэтому я сказал: «Раз мое предложение не проходит - я ухожу». Я считаю, если бы стороны заняли, прежде всего, американская сторона, заняла более конструктивную позицию, то Магнитского можно было бы спасти.
Желнов: Американской ценой, это Браудера?
Скуратов: Да.
Желнов: А каков был план?
Скуратов: Я, к сожалению, не могу об этом говорить, поскольку брал на себя определенные обязательства кондифициальные. В общем виде я о своем подходе сказал.
Желнов: Почему отказались от плана Скуратова, нам пояснил представитель Hermitage: «В офисе наших юристов в Англии господин Скуратов попросил нам организовать арест Юрия Сагайдака (это бывший начальник службы безопасности «Ренессанса»), используя разведку Ми-5, что должно способствовать, в конечном счете, освобождение Сергея Магнитского.В ответ мы объяснили Скуратову, что в Великобритании, в отличие от России, невозможно использовать правоохранительные органы в коммерческих целях». Официальная пресс-служба «Ренессанса» заявила нам, что любые предположения о том, что компания была вовлечена в якобы имевшее место налоговые махинации, совершенно не соответствует действительности. О якобы имевших место налоговых махинаций в «Ренессансе» узнали осенью 2008 года из сообщений журналистов.