Кадыров пугает непривитых, а бюджетникам грозят увольнением: как в России ускоряют вакцинацию

28/05/2021 - 01:05 (по МСК) Владимир Роменский

Попытки повысить темпы вакцинации против коронавируса в России переходят на новый уровень. Пока президент продолжает уговаривать людей сделать прививку, в некоторых регионах действуют жестче. В одних обещают сделать вакцинацию обязательной, в других собираются отказывать тем, кто не вакцинировался, в медицинской помощи. Владимир Роменский разбирался в этом вопросе. 

Также обсудили тему обязательной вакцинации с экспертом Московского Центра Карнеги Андреем Колесниковым.

 

Андрей, позвольте первый вопрос, как вы считаете, наверняка видели и слышали сегодняшнее заявление Владимира Путина, поставлена ли точка в вопросе обязательной вакцинации?

Конечно, не поставлена. Я бы согласился с позицией моего коллеги и соавтора Дениса Волкова, что люди не очень доверяют не только государственной медицине, а есть такой фактор, социологией он замечен, они не доверяют начальству. Привилось начальство, не привилось, Путин это сделал, как всегда, тайно от народа, может быть, он Pfizer привился вообще, кто его знает. Поэтому степень вот этого недоверия привычна уже на самом деле.

С одной стороны, если посмотреть на рейтинги Путина, они выбрались на какое-то плато и там держатся, и рейтинг доверия, и рейтинг одобрения деятельности в общем в более-менее нормальном состоянии. Но это совершенно не отражает доверия населения к конкретным государственным акциям, к конкретным предложениям.

А когда государство начинает вакцинацию превращать в «путинг», вот как на «путинг» сгоняют бюджетников, за отгул или там под угрозой того, что человека могут уволить, вот точно так же они начинают заниматься вакцинацией. Даже самый верхний начальник сказал, что этого делать нельзя, но кто его будет слушать на самом деле, мало ли чего он там сказал. У нас автономный режим существования органов государственной власти, которые готовы быть еще более авторитарными, чем сам Путин.

И вот этот недостаток доверия, это навязывание, эта реклама, которая не работает, на которую никто не обращает внимания, на которую просто тратятся деньги и она не имеет никакого эффекта — все это говорит о кризисе доверия к государству в целом и к государственной медицине в частности.

10% это что такое, это первый укол или это два укола? Это разные цифры. Вот европейская статистика, допустим, финская, я вчера, так сказать, знакомился с ней, 30% населения, это первый укол, по-моему, 40% или больше сорока — укол второй. Вот Израиль…

Андрей, прошу прощения, а если мы говорим о доверии, вот как раз вы начали говорить об Израиле, простите, что вас перебила, то влияет ли на доверие населения тот фактор, что президент России Владимир Путин привился без камер, и что никто этого не видел, самого процесса, в отличие от лидеров западных стран, и даже, например, лидера Украины Владимира Зеленского? Это произошло без какой-то, знаете, помпы, без присутствия прессы, без оголения плеча и прочее. И более того, мы не знаем, чем он привился, об этом в материале Владимира тоже было сказано.

Насколько этот фактор сыграл вообще роль в этом?

Я думаю, что измерить это в процентах довольно трудно, массовых опросов на эту тему не было, но вот фокус-группы, которые проводятся, они показывают, что это существенный фактор. Никто не знает, что там происходило. Человек готов оголяться, как мы знаем, «купая красного коня», когда он там скакал в Туве, сейчас он, правда, уже не оголяется, ну и слава богу, но не готов оголяться тогда, когда это нужно, когда нужно продемонстрировать нации, что человек привился какой-то конкретной вакциной. Говорить о том, что это, допустим, реклама «Спутника» в противовес какому-то другому варианту, ну это смешно, у нас они все равны, эти вакцины, на самом деле.

Но здесь есть еще один фактор. Существенная часть населения, может быть, даже не самая информированная, знает, что вакцина «Спутник» не признана на Западе. Мы, конечно, готовы самоизолироваться, мы готовы импортозамещаться, мы такие все суверенные со всех сторон, но вообще говоря, степень доверия к российской продукции, она проверяется международной конкурентоспособностью. Сейчас этой конкурентоспособности нет, это подозрительно даже для не шибко образованных слоев населения. Я думаю, что этот фактор тоже работает, что эта вакцина не признана, допустим, Европейским союзом.

Андрей, а если точка в вопросе обязательной вакцинации еще не поставлена, как и кто будет принимать решение по этому вопросу? Это обяжут бюджетников, соответствующий законопроект, мы знаем, внесли уже в Государственную Думу, то есть учителей, врачей, тех, кто взаимодействует с большим числом граждан, или это отдадут на откуп регионам?

И наверное, что самое главное, не вырастет ли число противников власти, готовых, в том числе, и выходить на улицы, если все-таки будет в России обязательное вакцинирование?

Или, может быть, вообще никто никого не будет ничего заставлять делать, они просто бросят эту затею, и в нашей стране вакцинированных будет 10%, 15%.

Пока это все в стадии, я так понимаю, тупика. Вот вышли на определенное плато, очень небольшое, отставание по темпам очень серьезное. Реклама не работает, принуждение может иметь неопределенные последствия, не то чтобы люди выйдут на улицы, чего им из-за этого выходить, еще не хватало, но степень доверия к государству от этого ну не повысится никак.

Соответственно, нужно искать какие-то новые решения. А где они, какие эти решения? Если они будут расширять пункты вакцинации, мне кажется, что степень недоверия к вакцинации в торговом центре должна быть высока только потому, что она делается в торговом центре, а не в медицинском учреждении. Вот не нащупали пока какой-то стратегии, можно только как бы посочувствовать нашим властям.

И вот когда наши власти все время твердят о единстве нации, вот единство нации, оно проявляется как раз вот в таких вот ситуациях массовых действ. Понятно, что страна очень большая, понятно, что слишком много регионов, регионы разные, страна разная, это гораздо сложнее сделать, чем в моноэтничных странах, это как бы объективная сложность.

Но судя во всему, в упомянутой Финляндии, в упомянутом Израиле, где позавчера 15 человек только заболело COVID, 15 человек на всю страну, есть это единство нации в некоторых вопросах, не во всех, отнюдь. У нас его нету даже в бытовых вопросах, и тем более в бытовых.

Когда мне сегодня, или там вчера, кто-то рассказал о том, как люди сдают ПЦР-тест, чтобы уж точно не был обнаружен COVID, чтобы там куда-нибудь улететь или заняться своими делами, нужно, оказывается, закапаться мирамистином и покурить, тогда точно будет отрицательный тест на COVID. Вот эти вещи, они как бы распространяются среди людей «сарафанным радио», это значит, что люди вот к этому как-то не очень серьезно относятся, несмотря на все государственные усилия.

Да, и одновременно с этим выступает глава Чечни господин Кадыров и предлагает совсем уже чудовищные меры для того, чтобы люди прививались. Это, на мой взгляд, вызывает исключительно негативную реакцию и отторжение, ни в коем случае не будет способствовать тому, чтобы люди шли и вакцинировались. Не так ли, Андрей?

Дело в том, что это нарушение Конституции, то, что делает Кадыров. Любое принуждение это тоже нарушение Конституции.

Ему не впервой.

Вот именно, что не впервой, все привыкли эту Конституцию растаптывать ногами по всем поводам и по этим поводам тоже. Не спрашивай, по ком звонит колокол на протестных площадях, он звонит по тебе. Вот придет Кадыров со своими этими самыми опричниками, возьмет и привьет тебя какой-нибудь гадостью.

И будешь извиняться.

И будешь еще извиняться, да.

Спасибо вам большое. Дай бог, чтобы никто не извинялся перед Кадыровым больше никогда.

Фото на превью: агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски