«Для объяснения потерь это хорошо работает»: как через газеты и YouTube пытаются легализовать российских наемников в Сирии?
В редакции петербургского издания «Фонтанка» заявили, что ночная хакерская атака на их сервер связана с вышедшей на сайте статьей о «ЧВК Вагнера». Из-за атаки на серверы «Фонтанки» депутаты трех фракций заксобрания Санкт-Петербурга обратились в Следственный комитет. Они просят проверить обстоятельства давления на журналистов издания и допросить бизнесмена Евгения Пригожина, которого называют «другом Путина» и хозяином так называемой «ольгинской фабрики троллей». В ночь на 25 октября на сайте «Комсомольской правды» появилась статья Александра Коца с очень длинным заголовком — «Частные военные компании: За что воюют и погибают в XXI веке русские "солдаты удачи"». В статье — несколько интервью с сотрудниками ЧВК, воюющей на Ближнем Востоке. Впрочем, никаких хакерских атак на сайт издания зафиксировано не было. О том, как частные военные компании выходят из тени в провластных изданиях, и зачем это делается — в материале Марии Борзуновой.
ЧВК идут в федеральные СМИ. Материал в «Комсомольской правде», который был опубликован сегодня ночью, чуть ли не самое первое и громкое упоминание частных военных компаний в провластных СМИ. Тема наемников воюющих за Россию в Сирии считается табуированной: о ней не принято говорить вслух. Но тут Александр Коц — один из главных военкорров страны — публикует целый материал про ЧВК, да еще и с комментариями самих солдатов.
«У нас сейчас нет никакой обиды на государство. Есть определенные условия, на которые ты соглашаешься, идя в ЧВК. Если тебя возьмут в плен, государство скажет, что оно ни при чем. Если тебя убьют, твое тело, скорее всего, не будут транспортировать на Родину. Зато твоя семья получит от одного до четырех миллионов рублей. В зависимости от контракта. Тебе запрещено упоминать о своей деятельности где бы то ни было, особенно в соцсетях. Родители в большинстве случаев тоже знают об этих условиях. Поэтому и не бегут с жалобами к журналистам в случае трагедии».
Наемники, выступающие в материале анонимно, говорят о том, что война для них — работа. Один из них рассказывает, что его ставка — 220 тысяч рублей в месяц. Но журналист даже не спрашивает, откуда у ЧВК в принципе такие деньги. По данным «Фонтанки» же, частные батальоны не просто связаны с Минобороны, а даже тренируются на территории воинской части в Краснодарском крае.
«Он проявил невиданное, конечно, мастерство в этом материале, умудрившись ни разу не упомянуть там позывной Вагнер, а также фамилию Уткин или, например, Пригожин», — считает журналист Денис Коротков.
Вчера сайт «Фонтанки», как и некоторые другие СМИ, подвергся ддос-атакам. Редакция питерского издания посчитала, что именно материалы про «ЧВК Вагнера» послужили причиной.
«Я не сомневаюсь, что это звенья одной цепи на ряду с теми, которые мы наблюдаем в отношении "Фонтанки", ее журналистов и руководителей на протяжении последних недель. На десятках, сотнях ресурсов в интернете размещается клеветническая информация о "Фонтанке" и ее авторах», — заявил главред издания Александр Горшков.
На этой неделе на неизвестном раньше аккаунте в YouTube появилось видео о «ЧВК Вагнера». Это рэп-клип, кавер на песню «Кукушка» Виктора Цоя. Клип быстро возглавил российские тренды YouTube, хотя у канала было всего 300 подписчиков, а песня и раньше публиковалась в разных соцсетях. У видео отключены комментарии, сейчас у него 475 тысяч просмотров, но пользователи предположили, что их могли накрутить.
Руководитель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев считает, что такое частое упоминание ЧВК возможно говорит о попытке легализовать группу Вагнера в общественном сознании. На это, скорее всего, повлияли и захваченные в плен Иcламским государством граждане России Григорий Цуркану и роман Заболотный, которые, по всей вероятности, были бойцами ЧВК.
«Что вроде бы это наши люди, но вроде бы, получается, нам и наплевать. Возможно, целью возможности такого подхода, маневрирования по части документов, того, что случилось с россиянами в Сирии, начинается такая раскрутка легализации в общественном понимании этой ЧВК. Вряд ли это приведет к тому, что будут приняты специальные законы, легализующие деятельность ЧВК, но для объяснения ситуации простым гражданам, это хорошо работает», — отметил он.
Большая часть материала в «Комсомольской правде» как раз посвящена легализации частных военных компаний. Журналист Коц рассуждает, что было бы лучше вывести ЧВК в белое поле. Руслан Левиев считает, что легализации ЧВК на законодательном уровне не будет, а властям наоборот выгодно, чтобы они оставались в серой зоне. По мнению журналиста Дениса Короткова, о ЧВК Вагнера перестают говорить как о легенде как раз из-за материала «Фонтанки», где публиковалась документация группы Вагнера. Но, по его мнению, легализовать группу Вагнера законодательно просто невозможно. В частности, потому что «ЧВК Вагнера» воевали на Донбассе.
«"ЧВК Вагнера" — это не ЧВК. Да это в нашем сознании так сложилось, это некий бренд, который стал известен под этим брендом "ЧВК Вагнера"... Там нет ничего похожего на частную военную компанию. ЧВК никогда не применяются для ведения штурмовых боевых действий. Потому что там служат специалисты, которые совершенно не хотят ходить в атаку, им это не нужно. Они пришли зарабатывать деньги, а не погибать где-то в песках. Как можно легализовать преступление?» — заключил он.
ЧВК в России уже пытались легализовать, но Совбез решил отклонить эти предложения. Источник Дождя в комитете Госдумы по обороне и безопасности говорит, что пока легализация частных военных компаний маловероятна. Официально представители власти отказываются говорить, что в России есть наемники.
Фото: Reuters / Omar Sanadiki