Чавеса похоронят в хрустальном гробу возле Боливара

06/03/2013 - 21:14 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ
«Не хороните Уго Чавеса, положите его в хрустальный гроб, чтобы все могли видеть нашего лидера!», – с такими обращениями и плакатами сегодня на площади Боливара в центре венесуэльской столицы выступают сторонники покойного команданте.

Начался семидневный траур по Уго Чавесу, траурный кортеж с телом в эти минуты движется по улицам Каракаса.

С требованием увековечить память друга России выступила московская городская Дума, предложив назвать его именем одну из московских улиц. А зампред КПРФ Иван Мельников пошел еще дальше – именем Чавеса он предложил назвать «одну из новых систем оборонительного или наступательного оружия». Александр Лукашенко (Белоруссию с Венесуэлой связывала не только борьба с американским империализмом, но и обширные бизнес-связи, - прим. ред.), объявил трехдневный траур.

Пока неизвестно, где похоронят отца венесуэльского народа, но сторонники умершего команданте требуют, чтобы его останки поместили в Национальный пантеон, рядом с его кумиром Симоном Боливаром. За событиями в Венесуэле целый день следит Екатерина Базанова.

Базанова: Акции народной любви и скорби на улицах венесуэльских городов начались накануне вечером сразу после того, как в эфире национального телевидения вице-президент Николас Мадуро объявил о трагическом событии. Он едва сдерживал слезы.

Николас Мадуро, вице-президент Венесуэлы: Сегодня, 5 марта, в 16.25 умер команданте президент Уго Чавес Фриас.

Уго Чавес не смог победить рак, который был диагностирован летом 2011. Не помогли ни операции по удалению опухоли, ни химеотерапия. Недолгое улучшение в его здоровье совпало, как раз, с предвыборной кампанией прошлого года. Уго Чавес нашел силы на митинги и на поездки по стране. Хотя, конечно, был не так активен, как раньше. В оппозиционных СМИ ходили слухи, что кубинские врачи накачивают венесуэльского президента лекарствами и стероидами, чтобы создать эффект временного выздоровления. Газеты утверждали, что подобная ударная терапия вызывает резкое улучшение, а потом очень быстро разрушает организм. Эта версия сейчас кажется очень правдоподобной. Ведь ухудшение началось почти сразу после победы на выборах. В середине декабря Уго Чавес улетел на Кубу на очередную операцию. Перед этим президент в эфире национального телевидения назвал своим сторонникам имя преемника.

Уго Чавес, президент Венесуэлы: Так не только говорит конституция, это соответствует моему мнению, твердому и полному, как луна, окончательному. В случае, если придется проводить президентские выборы, голосуйте за Николаса Мадуро как за президента Боливарианской республики Венесуэла.

Именно Николас Мадуро сейчас исполняет обязанности президента республики, при этом делает это, нарушая Конституцию. В статье 233 четко сказано: «В случае смерти избранного президента республики, еще не вступившего в должность (как раз случай Чавеса, его четвертая инаугурация так и не состоялась), выборы должны пройти в ближайшие 30 дней, а до этого момента власть переходит к главе национальной ассамблеи». То  есть в нашем случае к Дьосдадо Кабельо. Но Николас Мадуро взял власть в свои руки, объяснив венесуэльцам, что Кабельо несколько дней назад потерял мать и сейчас не в состоянии руководить страной. Сам глава парламента не возражал. Лидер оппозиции Каприлес Радонски, которого Уго Чавес все время предвыборной кампании откровенно поливал грязью, отреагировал на смерть президента буквально через несколько часов после заявления Мадуро.

Энрике Каприлес Радонски, лидер оппозиции Венесуэлы: Мы понимаем боль, которую испытывают семья умершего президента, его товарищи и венесуэльцы по всей стране, и выражаем им искреннее сочувствие. У нас есть много разногласий, что всем прекрасно известно, но все мы люди.

Каприлес призвал венесуэльцев к объединению и решил не вспоминать старые обиды. На досрочных выборах, судя по всему, именно он снова станет единым кандидатом от оппозиции. В октябре Каприлес Радонски проиграл Чавесу меньше 10 процентов голосов. Социалистов уже точно будет представлять Николас Мадуро. И он получит поддержку Кремля и лично Владимира Путина. Тому есть доказательства. Год назад на сайте WikiLeaks появились сообщения из секретной российско венесуэльской переписки. Сообщения датировались декабрем 2011 года, и речь в них шла о тогдашнем министре иностранных дел Венесуэлы Николасе Мадуро. В Москве и в Пекине тогда не были уверены, что здоровье Уго Чавеса вообще позволит ему принимать участие в президентских выборах, и предлагали кандидатуру преемника –  как раз Николаса Мадуро. Позиция российских властей в этом вопросе более чем понятна. До того, как в октябре 2012 стать вице-президентом, Мадуро почти семь лет возглавлял венесуэльский МИД. Он неоднократно прилетал в Москву, хорошо знаком с Сергеем Лавровым и именно при нем заключались все двусторонние военные и нефтяные контракты. Однако в Гаване настаивали на кандидатуре старшего брата Уго Чавеса – Адане. Правительство Кастро видит в Николасе Мадуро прагматика и очень опасается, что он в целях экономии  остановит многомиллиардные вливания в полуживую кубинскую экономику. В этом споре Чавес встал на сторону Кремля. Да, он любил и ценил своего старшего брата и нынешнего губернатора штата Баринас Адана Чавеса, но понимал, что своей политической карьерой Адан всецело обязан ему.

С Николасом Мадуро все обстоит иначе. Они познакомились около 20 лет назад, в очень тяжелое для подполковника время. В 1992-м за попытку государственного переворота Чавес попал в тюрьму. Защищать его и его осужденных сподвижников  взялась группа адвокатов. Самой активной из них оказалась Силия Флорес, специалист по уголовному праву и жена профсоюзного лидера Николаса Мадуро.  В 1994-м защита Чавеса добилась его помилования, и с тех пор политик с супругами Мадуро уже не  разлучался. У Николаса идеальная для социалиста биография. Родился в семье рабочих, еще в школе проникся левыми идеями, работал водителем автобуса в Каракасе и был одним из самых известных в столице профсоюзных лидеров. Об отсутствии высшего образования у Мадуро Чавес вспоминать не любил. Преданность он ценил больше, чем профессионализм. За годы так называемой боливарианской революции Мадуро с женой неоднократно избирались в парламент и занимали разные высокие государственные посты. Жена Мадуро Силия Флорес сейчас генеральный прокурор Венесуэлы. Верность преемника Чавеса была настолько сильной, что он, по старой шоферской привычке, нередко  садился за руль   президентского автобуса во время его предвыборных поездок по стране. Выполнят ли сторонники Чавеса завет умершего команданте и сможет ли Николас Мадуро воспользоваться народным горем в предвыборных целях, это сейчас для Венесуэлы главный вопрос.

Другие выпуски