«WhatsApp и Viber будут следующими»: готов ли Дуров к блокировке Telegram в России
Глава Роскомнадзора Александр Жаров 23 июня обратился к Павлу Дурову с просьбой предоставить данные о Telegram. Дуров назвал «парадоксальным» то, что в России на повестке дня не стоит блокировка контролируемых США мессенджеров WhatsApp или Facebook Messenger, но «активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram». О том, возможно ли с технической точки зрения заблокировать Telegram в России и почему это не поможет в борьбе с терроризмом, рассказал руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк.
В ФСБ заявили, что террористы активно использовали мессенджер Telergam для подготовки теракта в Санкт-Петербурге. Дуров ответил, что «ни в одной стране мира не заблокированы все подобные мессенджеры или все сервисы VPN. Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет».
Артем Козлюк объяснил, что Telegram использует N2N-шифрование, которое не позволяет никому, кроме пользователей, отправителя и получателя сообщения, получить доступ к передаваемой информации. Он отметил, что блокировка мессенджера на территории России, скорее всего, не позволит полностью исключить Telegram из жизни пользователей, так как ранее заблокированные Роскомнадзором мессенджеры (Blackberry, Line и другие) продолжают свою работу на территории страны.
Козлюк считает, что Павел Дуров «давно знает, что судьба телеграма предрешена», а Роскомнадзор после возможной блокировки Telegram может «прийти к WhatsApp и Viber».
Существует несколько путей блокировки, рассказал эксперт — блокировка технических доменов и технических IP-адресов, однако Роскомнадзор может также договориться с магазинами AppStore и GooglePlay, чтобы те ограничили доступ к скачиванию мессенджера российским пользователям.
Накануне Павел Дуров рассказал на своей странице «ВКонтакте», что с начала июня Telegram заблокировал более пяти тысяч публичных каналов и групп, связанных с пропагандой терроризма. Он также назвал позицию главы Роскомнадзора «далекой от реальности».
Фото: Thomas White / Reuters