«Будда любит всех». Кирсан Илюмжинов о Pussy Riot

22/08/2012 - 21:39 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ

На Шри-Ланке нашлись свои Pussy Riot. Ими оказались трое французских туристов – две женщины и один мужчина. Никаких балаклав не надевали, песен про Путина не пели. И лишь поцеловали Будду.

Все бы обошлось, если бы путешественники не решили сфотографировать свои действия. Когда туристы отдали изображения в фотостудию, чтобы напечатать снимки, ее владелец счел их оскорбительными, и обратился в полицию.

В итоге суд Шри-Ланки приговорил всех трех к шестимесячному тюремному заключению, правда, с отсрочкой наказания на пять лет и штрафу полторы тысячи рупий – это 11 долларов. По сути, приговор можно считать условным – туристам разрешили покинуть страну.

Действия французских туристов по отношению к Будде мы обсудили с президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ), буддистом Кирсаном Илюмжиновым.

 

Писпанен: Скажите, пожалуйста, Кирсан Николаевич, по-вашему, вот за это, наверное, ну, не оскорбление или это оскорбление священного изваяния?

Илюмжинов: Ну, вы знаете, что буддизм – это самая миролюбивая религия, учение…

Писпанен:  Вот поэтому я и спрашиваю, как за это судить…

Илюмжинов: И здесь возмутились, нужно отметить, не служащие монастыря, не монахи, а это возмутился фотограф, который получил эти пленки. Он обратился к полицейскому. Ну, и те сочли, что это оскорбление религиозных чувств, то есть, отношения к буддизму здесь никакого нет. И я знаю, созванивался сегодня. Буквально, в прошлом году я был на Цейлоне, на Шри-Ланке, они подарили в прошлом году мощи Будды для калмыцкого храма, и делегация была. И я позвонил вот Верховному Патриарху, я спросил, что даже они не в курсе? Ну, наверное, полиция приняла это решение. Насколько оштрафовали? 11 долларов.

Казнин: Ну, все-таки вот самая миролюбивая религия – это некий штамп, потому что, значит, есть, видимо, и самая кровожадная. Наверное, никто в этом признаваться или говорить об этом не будет и не захочет. Все-таки, если брать страны, где исповедают буддизм, или районы в странах, где есть буддизм, часто ли происходят вот подобные, даже не знаю, как это назвать, недоразумения, наверное, да, потому что туристы не со зла это делали, да ведь? Часто бывает, залезают фотографироваться на статую, а это действительно может оскорбить монахов или верующих.

Илюмжинов: Ну, случаев  практических таких мало, не помню. Я часто бывал и в Индии, и в Шри-Ланке, и на Таиланде. Таких случаев не было. Если вспомнить самого Будду, Шакьямуни  Будду, что он 2600 лет назад писал, кстати, о поцелуях: «Если вы хотите поцеловать меня в губы, то, пожалуйста, принимайте мое учение». Вот о чем писал в свое время 2600 лет назад сам Шакьямуни Будда, то есть…

Писпанен: То есть туристы просто признались в том, что они уже вошли в учение…

Илюмжинов: Да, если вы признаете меня, потому что когда он начал проповедовать свое учение, учение сострадания, то очень много было последователей, тысячи паломников ходили вслед за ним. И каждый хотел дотронуться до него, то есть дотронуться до ламы, до Верховного монаха. Это значит, как бы исполнить свои желания. Многие не то, что хотели дотронуться, поцеловать, ну просто посмотреть на него. И он тогда вот написал один из своих трактатов: «Если хотите поцеловать меня, то принимайте мое учение такое, как оно есть. И каждый день, читая мантры или зажигая лампадку, вы тем самым целуете меня и принимаете мое учение».

Писпанен: При этом при всем практически во всех религиях существует обряд, когда ты подходишь, дотрагиваешься и целуешь какие-то там святые мощи или еще что-то, или какие-то освященные места и так далее. За что теперь, оказывается, могут и посадить.

Илюмжинов: Ну, тут, можно сказать, нашелся такой недальновидный фотограф, нашелся такой дурак полицейский, который выписал просто штраф.

Писпанен: А скажите, пожалуйста, вот если у вас в дацане калмыцком…

Илюмжинов: В хуруле… Называется у нас буддийские монастыри хурул. В Бурятии – дацан, а у нас – хурул…

Писпанен: Извините.

Илюмжинов: Не имеет значения.

Писпанен: Вот если вот там вдруг произойдет какая-то вот такая вот хулиганская выходка, типа как кто-то забредет туда и станцует не очень красивые танцы, не очень эстетичные. За это могут посадить? Может ли это иметь такой резонанс как, например, это было в православной церкви недавно?

Илюмжинов: Ну, у нас церковь отделена от государства.

Писпанен: У нас тоже.

Илюмжинов: И я думаю, что ламы могут простить, буддистские монахи. Но так как они совершат какое-то действие в общественном месте, то тут уже вступают в силу те права, законы, Уголовный кодекс, Конституция, можно сказать, где уважение религиозных чувств. Здесь просто уже как по Карлу Марксу: что такое государство? Государство – это аппарат насилия, и с другой стороны – защита религиозных, тех или иных чувств своих граждан.

Казнин: Охраняются как-то особо такие святые места – хурулы?

Писпанен: Буддистскими хоругвеносцами?

Илюмжинов: Нет, нормально, там у нас в городе барабаны стоят, у нас тоже на улице стоят 17 учителей Будды, нормально. Каждый может, я знаю, в нашей «Золотой обители Будды Шакьямуни», которую мы несколько лет назад построили, открыли, люди подходили, дотрагивались, целовали ноги его, ну, подножие. Нормально. То есть это нормально, я просто удивляюсь, почему так резко полицейский отреагировал. Может быть, у него плохое настроение  было, может, он поссорился с кем-то, ну, оштрафовал он так. Но это никакого отношения к буддизму не имеет. Это просто отношение к его настроению вот в данный момент, когда он увидел эти фотографии.

Писпанен: Может, он не буддист просто.

Илюмжинов: Может, не буддист. На Шри-Ланке и представители других религиозных течений проживают.

Казнин: Бывали и случаи, когда по недомыслию туристы залезали на статую Будды, фотографировались в шортах женщины.

Илюмжинов: Ну, я свидетелем в Таиланде был, например, 2 года назад… Нормально фотографировались там все…

Казнин: Монахи очень остро на это реагируют. Они, например, могут потом мыть очень долго оскверненную статую…

Писпанен: Нет, это не остро, остро – это когда подошли и палками забили…

Казнин: …50 дней и даже плакать в связи с этим, ну, то есть чувства оскорблены.

Илюмжинов: Ну, с теми монахами, с которыми я разговаривал, вот они, наоборот, радуются, что туристы, представители других народов, религий так вот относятся к Будде. Вот они целуют его, обнимают его. Конечно, это не в пример, талибам, вы помните 10-15 лет назад, когда талибы из танков, из пушек расстреляли 2 статуи Будды в Афганистане. Тогда Япония, ЮНЕСКО обратились: не трогайте. Но они танки подогнали, взяли и расстреляли. Конечно, здесь нужно осуждать и талибов, и движение, это когда они не приемлют религиозные чувства других народов.

Другие выпуски