Почти каждая 10-я российская компания готовится к закрытию в 2021 году, это следует из данных мониторинга аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова. Опрос показал, что в 2021 году малый и средний бизнес в России испытывал те же проблемы, что и на пике пандемии коронавируса. О том, как чувствует себя российский бизнес — в материале Дождя.
Пандемия коронавируса оказалась для бизнеса серьезным испытанием — падение спроса, закрытие заведений общепита и полная остановка туризма. Вопреки всему, рестораны, гостиницы и клубы постарались адаптироваться и продолжить работу, но те, кто выжил — испытывают серьезные проблемы.
Сергей Сорокин, совладелец Soul Kitchen Hostel: Мы были с самого открытия, то есть, последние 8 лет, ориентированы на иностранный рынок, на иностранного туриста, который приезжал в Петербург. Соответственно, мы остались вообще без рынка. Пришлось резко переквалифицироваться на внутренний рынок. Плюс, когда Роспотребнадзор выкатил огромные требования для гостиниц, это стало финансово очень проблематично и нерентабельно, поэтому на какое-то время мы закрывались совсем. В конце лета мы открылись, поработали немного, но в Петербурге сезон заканчивается в середине октября, и спад пошел очень сильный, и сейчас мы уповаем только на этот летний сезон.
Некоторым повезло больше других, крупный бизнес, например, проблем испытывает уже меньше.
Михаил Гончаров, основатель и управляющий директор сети «Теремок»: Каждый десятый бизнес — это не такие большие цифры, если бы закрылся каждый третий — это была бы уже большая проблема. Все-таки каждый десятый — это на уровне той коррекции бизнеса, которая происходила и в предыдущие годы. По оборотам, если мы говорим о спальных районах, то это, может быть, даже и полное восстановление произошло. За счет того, что меньше людей ездит в центр города на работу. Если мы говорим про центр, то падение — до двух раз, и оно пока до сих пор такое.
По малому бизнесу пандемия ударила сильнее всего, но и тут нашлись те, кто выстоял.
Александр Мартынов, сооснователь бара «Ровесник»: Все стало намного лучше, чем было осенью, во время второй волны было довольно плачевно. Люди в два раза меньше стали ходить в заведения общепита и бары. Нам было тяжело, мы работали кое-как в ноль и даже немного в убыток. Сейчас мы медленно, постепенно выкарабкиваемся из этого состояния.
В Минэкономразвития больших проблем не видят. А тем, кому все еще тяжело, предлагают брать льготные кредиты.
Андрей Тараканов, замдиректора Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития: Получить кредит по новой программе льготного кредитования на восстановление предпринимательской деятельности смогут предприниматели, ранее получившие кредиты по программе с возможным списанием в рамках постановления Правительства №696 и осуществляющие деятельность в пострадавших и не восстановившихся отраслях. К таким отраслям будут отнесены гостиницы, предприятия общественного питания, спорт и общественные мероприятия. По данным контрольно-кассовой техники оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за первые полтора месяца 2021 года практически восстановился до уровня 2020 года за аналогичный период.
Но такого оптимистичного настроя придерживаются не все.
Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, профессор ВШЭ: Даже если только 10% — это очень много. Это же, на самом деле, десятки, если не сотни тысяч предприятий, где работают, возможно, миллионы людей. Главный фактор, правильно сказано в этом обследовании, это то, что стал намного меньше спрос на ту продукцию, которую производит малый и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги. Часть, как вы говорите, простых людей, просто потеряет работу или остатки заработной платы, которую получает в этих предприятиях, которые либо готовятся закрываться, либо, очень многие предприятия не закрываются, но они, что называется, перебиваются с хлеба на квас.
Конечно, постепенно ситуация меняется к лучшему. Тем не менее, огромное количество компаний среднего и малого бизнеса рискует не дожить до лета.
Фото: Andy Falconer / Unsplash