«Мы можем лишиться всего, что нам дорого»: Лия Ахеджакова о том, что стоит за признанием Дождя, «Медузы» иноагентами и проверками в театрах
Профсоюз журналистов сообщил об отказе мэрии Москвы согласовать митинг в защиту СМИ. Заявка была отправлена в понедельник, акцию наметили на пятницу, 4 сентября. В отказе московский Департамент региональной безопасности ссылается на запрет на проведение публичных мероприятий в связи с пандемией коронавируса. До ближайшей пятницы осталось 2 дня. Так сложилось, что именно по пятницам, ближе к вечеру, Минюст предъявляет общественности новых иноагентов и прочую запрещенку. Обсудили эту ситуацию с актрисой Лией Ахеджаковой.
«Я знаете к чему пришла — мне кажется, мы все, кому нужны журналисты, кому нужны честные, порядочные средства массовой информации, кому нужно честное, порядочное телевидение — ну вот когда-то было НТВ — кому нужны хорошие театры, хорошие режиссеры, хорошие артисты, которым нужна высокая культура, кому нужны правозащитники — мы проморгали какой-то момент. Проморгали в своей жизни очень важные вехи. Когда „Мемориал“* был объявлен иноагентом, мы как-то помалкивали, когда Льва Пономарева* объявили иноагентом, я еще подумала — Людмила Михайловна уже ушла, Алексеева, но она бы тоже была иноагентом, и дальше пошло... Мы проморгали момент, когда уже журналисту сначала подкладывают наркотики, из-за этого сажают в тюрьму, потом мы узнали, есть у нас, слава богу, расследователи, вот Христо Грозев, мы его все знаем, что двух журналистов покормили „Новичком“, слава богу, они выжили. Потом дальше „Медуза“*, я уже не помню все по порядку. Что-то случилось, мы все промолчали, мы как-то что-то высказывали, но надо было встать всем, надо было окрыситься всем нашим сообществом. Нас очень много, кому нужен Дождь, кому нужна „Медуза“, кому нужен „Мемориал“, кому нужен Лев Пономарев, кому нужны театры — и до театра добрались, это я уже свидетель, как потихонечку ложатся на стол в прокуратуру и в Следственный комитет доносы на спектакль, в котором я участвую. <...> И когда сегодня мы можем лишиться всего, что нам дорого — и больше всего Дождь, конечно — и тогда мы останемся один на один с пропагандонами федеральных каналов — Захарова и Песков. Вот все, что нам может остаться. Может быть, это будет до выборов, а может быть еще площадку будут зачищать и после выборов. <...> Мы все понимаем, что иноагент — это такой орден за честь и достоинство, вот какая обратная произошла реакция. Сейчас те журналисты, которые получили это подлое название „иноагент“ — это лучшие журналисты, это лучшие средства массовой информации, это те, кому можно доверять, и кого хотят слушать миллионы людей, населяющие нашу землю», — сказала Ахеджакова.
*По решению Минюста России Лев Пономарев и «Медуза» включены в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
По решению Минюста России «Мемориал» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента