Одержимость. Почему власть торопится вакцинировать россиян

2 декабря президент России Владимир Путин поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой начать масштабную вакцинацию от COVID-19 со следующей недели. В первую очередь прививку получат учителя и врачи, а сама вакцинация будет бесплатной и добровольной. О начале масштабной вакцинации в Москве — в материале Алексея Коростелева.

Президент России Владимир Путин поручил на следующей неделе начать масштабную вакцинацию от COVID-19.

В пакете поправок к Конституции, по которому страна голосовала этим летом, среди прочего укреплялся российский суверенитет. Но говорит ли о суверенности тот факт, что массовая вакцинация россиян зависит от вакцинации британцев или американцев? Вопрос риторический. В любом случае, не дождавшись итогов третьей фазы клинических исследований первыми под шприц попадут врачи и учителя — большой брат уже их оповестил.

Екатерина Горлова, учитель русского языка и литературы школы №1518 Москвы: Пришла смска сегодня утром о том, что предлагаю сделать вакцинацию. Как они написали, у меня есть «первоочередное право» для этого. Я пока не готова ее сделать, так как она не прошла третью фазу исследований. Но ничего такого, чтобы я там прочитала и чтобы меня очень испугало — тоже нет. Очень устали: и я устала, и коллеги, и дети от обучения на дистанте и хотелось бы поскорее выйти, уже к нормальному обучению перейти. Как только будут данные о третьем этапе исследований, да, я бы хотела сделать. 

Сергей Собянин уже отчитался о первой партии записавшихся: за день — больше пяти тысяч добровольцев. И это, кажется, тот случай, когда добровольно не значит принудительно.

Екатерина Горлова, учитель русского языка и литературы школы №1518 Москвы: Администрация, конечно, поддерживает вакцинацию, потому что понятно, что никому не хочется, чтобы сотрудники болели. У нас и прививки от гриппа, например, поддерживались. Я сама поддерживаю в принципе вакцинацию. Обычно, от гриппа я делала прививку, но так как вакцина от коронавируса, насколько я читала и получала информацию, пока еще, скажем так, не до конца протестирована и не до конца исследована, насколько я поняла, то я бы не хотела ее делать и в принципе никакого принуждения ни со стороны администрации, ни со стороны Министерства просвещения нет. 

Правда, именно записаться может пока любой — ограничений по профессии на сайте нет, запись корреспондента Дождя оформлена на понедельник, правда, развернуть могут на входе — Mos.ru настоятельно сообщает, что без подтверждения профессиональной принадлежности вакцину получить не удастся.

Александр Ванюков, заведующий отделением рентгенхирургии ГКБ №52: С момента того, как всех призывали на испытание вакцин, ничего особо не изменилось — знаний у нас не добавилось за эти две-три недели — поэтому тут каждый должен решать сам для себя. Вакцина, скорее всего, безопасна и это очевидно — уже довольно много людей привилось и побочных эффектов не зафиксировано, — но насколько она эффективна, все равно покажет время. Учитывая, что количество заболевших довольно велико, я думаю, что довольно разумно привиться, по крайней мере, если она работает, то у вас меньше шансов заболеть или заболеть тяжело. 

Сам Ванюков уже вакцинацию прошел во время добровольного тестирования. Звучит логично — чем больше вакцинируется, тем больше мы о вакцине узнаем, хуже, кажется, не будет. А пока мы знаем о ней из релизов разработчика — эффективность той же «Спутник V» (а именно ею будут прививать) зависит от эффективности вакцины Pfizer. 

Алексей Эрлих, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для кардиологических больных ГБ № 29: В нынешней ситуации, когда есть некий ажиотаж вокруг этого, каждый должен сам решать и определять меру собственной безопасности. Пока она, во всяком случае, на мой взгляд, научным образом не определена, и та вакцина, которую сейчас предлагают для использования, как мне кажется, пока еще нет убедительных данных, во всяком случае опубликованных или открытых данных, которые бы позволили говорить об ее эффективности. Клинические исследования, которые проходят, еще не закончены, насколько я понимаю, поэтому, как мне кажется, рано судить о возможности ее широкого использования, мне кажется, это рано. 

Пока о том, что вакцина безопасна и работает усиленно твердит госпропаганда — на военных испытывали вакцину, им же досталась первая партия. Вакцина, конечно, работает — против приказа не попрешь.

Создается впечатление, что оголтелая пропаганда российской вакцины усугубляет ее главную проблему — доверие.

Алексей Эрлих, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для кардиологических больных ГБ № 29: В научном сообществе, я думаю, будет некое сформулированное мнение относительно возможности использовать, но и кажется, что история с максимально быстрой возможностью использовать вакцину, она скорее сейчас больше политическая, чем медицинская. Среди всех вакцинированных было 20 случаев заболевания и мы не знаем, в этих случаях были вакцинированы пустышки или вакцины. Вот собственно и все, ну и объявлено о более 90%-й эффективности, тоже не понятно для меня, как это рассчитывалось. 

То эффективность растет из воздуха, то с вакцинацией торопятся. Стартовое недоверие ко всему отечественному — будь то хоть вакцина, хоть автомобиль, власть, кажется, сделала все, чтобы российской разработке поверили меньше людей. И пусть о вакцине Pfizer мы знаем не больше, чем о «Спутнике V» — Mercedes всегда лучше Lada.

Екатерина Горлова, учитель русского языка и литературы школы №1518 Москвы: К сожалению, учитывая то, какими темпами исследования проводятся, как я вижу, проводятся очень скоро, и создается такое впечатление, что из-за этого оно как будто не до конца хорошо проводится, я про «Спутник V» говорю. Поэтому лично я больше почему-то доверяю вакцине иностранной. И еще есть такой момент, у меня, например, молодой человек работает за границей, и вот они там говорят о том, что они больше смеются над российской вакциной. 

Правда, массовое производство у нас начнется ближе к весне — Кирилл Дмитриев, презентующий вакцину как здесь, так и на трибуне ООН хвастает — «Спутником V» заинтересовалось полмира.

Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций: Стоимость российской вакцины от коронавируса «Спутник V» составит менее $10 за дозу. […] Мы обсуждаем производство с Египтом, также ведем дискуссии с Нигерией. […] Мы будем работать над их производством, в том числе в рамках партнерства с Индией, Китаем и Бразилией, Кореей, Аргентиной и другими странами, производящими вакцину. С марта будет производиться как минимум 30 млн доз ежемесячно, включая производство на зарубежных площадках.

Только список стран тоже доверия не внушает, сам Дмитриев говорит о том, что «Спутник V» будет самой дешевой вакциной — тут и может скрываться такой спрос в странах третьего мира. Но пока главная задача — не завоевать мир, а убедить своих в том, что вакцина работает. Удастся ли это сделать на фоне новых ковидных ограничений под Новый год? Мы же победили COVID-19 еще летом, помните?

Президент России Владимир Путин: Дорогие друзья, сейчас эпидемия, слава Богу, отступает, и объем задач для волонтеров начинает понемножку снижаться.

Наверное, поэтому ни Путин, ни Собянин не опробовали вакцину на себе.

Фото на превью: Виталий Невар / ТАСС

 

Также по теме
    Другие выпуски