На этой неделе суд снова продлил арест всем фигурантам дела «Седьмой студии». Это решение принял судья Артур Карпов, видный боец юридического штурмового отряда, который называется «Басманный суд города Москвы». Анастасия Михайлова — о судьях по особо важным делам.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Судья Артур Карпов работает в Басманном суде уже 11 лет — по уголовным делам. Как писал New Times в своем материале, в судебную систему Карпов пришел из военной прокуратуры.
Судей, специализирующихся на уголовных делах и громких арестах, в Басманном суде несколько. Дело в том, что именно сюда поступают все запросы на аресты из Следственного комитета России. Таким образом, через Басманный и его судей проходят практически все политические дела.
Именно Карпов в 2011 году арестовывал Дмитрия Павлюченкова по делу об убийстве журналистки Анны Политковской.
Через год Карпов поучаствовал в «деле Магнитского», отказав в нескольких жалобах на бездействие следственных органов юристу Джемисону Файерстоуну. В результате имя Карпова оказалось в списке Hermitage Capital: 14-ти судей, «отказавших в правосудии матери Сергея Магнитского».
В 2013 году Карпов занимался «болотным делом», санкционировав арест самой большой группы подозреваемых — сразу шести человек.
Через год Карпов отправил под домашний арест политика Алексея Навального — по делу «Ив Роше».
В 2016 году Карпов арестовывал губернатора Кировской области Никиту Белых и бывшего министра экономразвития Алексея Улюкаева.
Много санкций на арест и продление выдала судья из Басманного — Наталья Мушникова.
Она отправляла под стражу как «болотников», так и обвиняемых в убийстве Немцова — Заура Дадаева и других соучастников. Как и Карпов, Мушникова стала известна по делам ЮКОСА и Магнитского. Она продлевала арест смертельно больного вице-президента компании Василия Алексаняна. Сейчас Мушникова ушла на повышение в Мосгорсуд.
Другой известный судья из Басманного суда — Ольга Солопова, которая возглавляла его почти 11 лет. Именно в период ее правления возникла идиома «Басманное правосудие». В 2012 года она санкционировала незамедлительную ликвидацию оппозиционного лагеря «ОккупайАбай» на основании «жалоб местных жителей». Дело поступило в Басманный суд 14 мая, а уже на следующий день решение было готово.
В 2013 году Солопову перевели в другой стратегический район — Тверской. И тоже на должность председателя.
Помимо «системных» судей из Басманного, главные процессы современной России доставались и другим судьям.
Например, судья Виктор Данилкин из Хамовников в 2010 году вел второй процесс Михаила Ходорковского и Платона Лебедва и назначил им по 14 лет.
После приговора его помощника Наталья Васильева рассказала, что на Данилкина оказывали давление «сверху», а приговор привезли из Мосгорсуда. Сам Данилкин назвал эти заявления клеветой.
Бывшая подчиненная Данилкина, Марина Сырова федеральную известность приобрела после процесса над Pussy Riot, после которого участницы получили по два года колонии. До этого из 180 опубликованных решений Сыровой лишь одно было оправдательным.
«Она из прокурорских, молоточком судит, стервозная, может на процессе и на мат сорваться», — описывал ее в беседе с New Times бывший судья одного из московских райсудов.
Едва ли не больше всех громких дел за последние три года рассмотрел бывший глава Пресненского суда — судья Татьяна Васюченко. Последний ее приговор — восемь лет колонии Никите Белых.
А до этого, в мае 2015 года, Васюченко назначила реальный срок Евгении Васильевой — фигурантке дела «Оборонсервиса» и бывшей подруги экс-министра Анатолия Сердюкова. Прокуратура просила условное наказание. Впрочем, под стражей Васильева оставалась недолго, и уже через три месяца ее освободили досрочно. В марте Васюченко ушла в отставку по собственному желанию.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС