Ковидное дежавю: дельта-штамм постепенно закрывает российские регионы
Уже официальное число умерших с коронавирусом в России превысило 400 тысяч человек. Это данные Росстата. Только в этом августе почти 50 тысяч официальных погибших. За весь прошлый год умерли 162 249 человек с коронавирусом. Валерия Ратникова — о новый вспышке ковида.
«О количестве койко-мест я могу не только по статистике судить, но и по собственному опыту. Мои родственники окаались в больнице в последнее время и очень трудно их было туда, потому что мест не хватает. Врачи по вызову, я знаю, к людям не приехали, которые вызывали их 3 или 4 октября», — рассказал Руслан Валиев, шеф-редактор «Эха Москвы» в Уфе.
Дежавю осени прошлого года: больницы переполнены, полевые госпитали вновь открыты, скорую нужно ждать по несколько дней.
Башкирия — один из нескольких регионов, где сейчас даже по официальной статистике ситуация с коронавирусом значительно хуже чем в предыдущие волны. Глава республики Радий Хабиров сам отправился в красную зону ковидного госпиталя, видимо, чтобы показать — ситуация действительно серьезная. Даже на кадрах местного гостелевидения люди лежат в коридорах.
В Башкирии вакцинирована треть населения, новую волну сбивают серьезными ограничениями — сначала QR-коды привитых или сдавших ПЦР-тест будут проверять в ночных барах, государственных музеях, библиотеках, театрах, потом в торговых центрах, наконец, в фитнес-клубах, салонах красоты, ресторанах и кафе.
«Предприниматели, которые я знаю как ответственных, они готовы. Но если оценивать ситуацию сквозь призму нашей безалаберности среднероссийской, то я очень плохо представляю, что это будет в массовом порядке работать. Если мы отойдем на окраину, в какой-нибудь торговый центр в спальном районе, где сейчас вообще ничего не напоминает о коронавирусе, то там, может быть, появятся санитайзеры», — рассказал Руслан Валиев, шеф-редактор «Эха Москвы» в Уфе.
Эта волна дельта-штамма коронавируса, в отличие от летней задевает, кажется всех. Школы и вузы открылись, дети болеют больше. После предвыборного перерыва в росте заболеваемости новые антирекорды. Количество зараженных в день приближается к зимним значениям, а смертность самая высокая за всю пандемию. Официальная статистика. Если смотреть на более объективные данные — госпитализации — все выглядит еще хуже.
«Мы имеем дело с дельта-штаммом со всеми его неприятными особенностями. Это очень быстрый рост, смещение среднего возраста, увеличение вероятности госпитализации в 2-2,5 раза и, собственно, мы видим на примере регионов, что койки заполняются быстрее, чем прошлой осенью. Тяжесть пациентов увеличилась, больше пациентов требует кислорода, больше пациентов попадает в реанимации, на ИВЛ и так далее. В Москве доля пациентов на ИВЛ составляет около 6%, в прошлой осенью, на протяжении всей второй волны было где-то 3,5-4%», — сообщил Александр Драган, аналитик открытых данных.
Еще одно напоминание о прошлой осени — во Владимирской области, где заполнено больше 90% коек врачи привезли больную пациентку к местной администрации.
«Во всех стационарах области, города нам отказали. Некуда вести пациента, реанимационных мест с кислородом и без кислорода нет вообще нигде и сейчас хуже ситуация, чем летом. Мы стоим с пациентом с 8 вечера. Время сейчас, на минуточку, первый час ночи, второй уже», — рассказала фельдшер скорой помощи Анна Митюкова.
Реакция федеральных чиновников на новый подъем — заверения в том что локдауна по всей стране не будет. Но уже почти везде запрещены массовые мероприятия более 1000 человек. Отдельные регионы переводят работников на удаленку. Татьяна Голикова рекомендует местным администрациям вводить систему QR-кодов в зависимости от эпидситуации. Картина меняется каждый день, но уже сейчас QR-коды в том или ином виде ввели больше чем в 20 регионах.
«Постановление вышло совсем недавно, буквально в начале недели и уже с пятницы мы вынуждены работать в новых условиях применения QR-кодов. Мы встречались с правительством Калининградской области. Была такая идея, чтобы нас вообще закрыть, точнее ограничить по времени работы, до 7-9 часов, и более жесткие ограничения сделать. И история не только нас коснулась. С 1 ноября в Калининградской области посещение фитнес-клубов возможно только по QR-кодам. Перестали работать детские школьные секции. И в том числе принято решение о посещении ресторанов, кафе с QR-кодами», — рассказал Сергей Куренков, заместитель руководителя Представительства Федерации рестораторов отельеров в Калининградской области.
QR-коды не исключительно российское ноу-хау, еще с конца лета это довольно распространенная мера в Европе, где действует единая система кодов для всех стран. Во Франции, например, привито уже под 70% населения и там опыт ковид-паспортов оказался удачнее, чем в конце июня в Москве, когда с введением QR-кодов опустели все заведения.
«Сейчас, по ощущениям, мы во Франции вернулись в жизнь, которая мало чем отличается от обычной: все работает и в ресторанах, кафе и барах не стало сильно меньше, так как все, кто туда ходит, смогли получить себе QR-коды. Это связано еще и с тем, что пока можно делать тесты на коронавирус и эти тесты делаются до середины октября бесплатно. После того, как Эмманюэль Макрон о полуобязательной вакцинации для того, чтобы вести нормальную жизнь, за несколько часов миллионы французов записались на вакцинацию», — сообщил Денис Стрелков, корреспондент Radio France Internationale.
Между тем Россия и Европа взаимно не признают вакцины и винят друг друга в этом. По словам министра здравоохранения Михаил Мурашко, все документы по «Спутнику» уже готовы, а как заявляет посол Евросоюза, Россия затягивает процесс.
Здесь сейчас привита только треть населения, эффективность полумер вроде QR-кодов и частичной удаленки падает.
«Конечно в идеале закрыть всех, объявить полный локдаун, но м все понимаем, что это уже невозможно и весь мир постепенно открывается и, естественно, такие полумеры, как мы их называем, на самом деле такие же меры, которые снижают на уровне популяции риск распространения инфекции, они используются, то есть QR-коды не изобретение только России. Проблема России в том, что у нас большая часть населения не планирует вакцинироваться, а поэтому условного популяционного имменитета мы будем достигать не только за счет вакцинации, а скорее больше за счет переболевших. И у многих переболевших нет официального подтверждения болезни и QR-коды на них не распространяются», — сообщил Антон Барчук, онкоэпидемиолог.
Так или иначе обязательную вакцинацию для отдельных категорий граждан ввели уже почти шесть десятков регионов. Тем не менее пока власти действуют по-разному — кто кнутом, а кто пряником. В Москве, где число госпитализаций подбирается к зимним показателям, Сергей Собянин пока мотивирует граждан розыгрышами призов. В Курской области губернатора Романа Старовойта уже лично премьер-министр Михаил Мишустин просит нарастить темпы вакцинации. И глава региона теперь грозится дать муниципалитетам с плохими показателями меньше денег на благоустройство.
Но пока, по прогнозам экспертов, с нынешними темпами прививочной кампании половину населения мы сможем вакцинировать только чуть меньше чем через год.
Фото на превью: Денис Гришкин / Агентство «Москва»