Снова режим нерабочих дней: началась ли в России третья волна коронавируса?
Третья волна ковида пришла — пришла туда, где бедность и нет вакцины. В Индии катастрофа — сотни тысяч новых случаев в день, целые поля превращаются в крематории. На этом фоне новости из Европы звучат просто невероятно: Франция готовится принимать вакцинированных туристов уже в июне. Испания тоже откроет границы летом. Британия на днях преодолеет критическую отметку — половина вакцинированного населения. Эпидемия будет побеждена, страна заживет снова нормальной жизнью. Россия создала хорошую, работающую, эффективную вакцину, но российское правительство так и не смогло ни убедить людей вакцинироваться, ни наладить логистику прививок в регионах. Пришла ли в Россию третья волна — рассказала Валерия Ратникова.
«Сплотившись, мы смогли сработать на опережение, создать условия, снижающие риски заражения, обеспечить медицинских работников и граждан средствами защиты. Коронавирус пока еще не побежден окончательно, остается прямой угрозой», — говорил Владимир Путин во время послания Федеральному собранию 21 апреля.
«Ситуация с коронавирусной инфекцией в России остается стабильной несколько недель подряд. Но мы видим, как она развивается в целом ряде стран Америки, Европы и Азии. Уже объявлено о начале третьей волны коронавируса», — говорил премьер-министр Михаил Мишустин 6 апреля.
Официально для российских властей, которые успели победить коронавирус и летом, и осенью, и в начале весны, третья волна эпидемии существует пока только в Европе. Корреспонденты госканалов за рубежом передают: больницы забиты, вакцин не хватает.
Между тем президент России, где никогда не было карантина, а был лишь режим нерабочих дней, еще осенью на подъеме второй волны коронавируса давал понять: у нас вводить новый карантин не хотят.
«Вы посмотрите, что делается в некоторых странах: там опять вводят жесткие ограничения, закрывают производства и так далее. У нас действительно ситуация получше. Но она получше только потому, что мы своевременно и эффективно принимаем необходимые меры», — говорил Путин в сентябре.
За последние два месяца ограничения в России наоборот снимали. Официальная статистика показывает: пик эпидемии большинство регионов прошли в декабре-январе. При этом в целом по стране уже месяц держится плато: 8-9 тысяч заболевших в день.
«Характерным проявлением того, что вирус в достаточной степени циркулирует в популяции, является то, что в течение месяца не снижается число больных, а держится на каком-то уровне. Эта ситуация взрывоопасная. При совпадении кое-каких условий может возникнуть резкая вспышка и рост заболеваемости», — объясняет Михаил Каган, заслуженный врач России, ведущий научный редактор сервиса Vrachu.ru.
Издание «Блумберг» написало, что якобы неофициальная статистика сообщает об уже начавшейся третьей волне в России.
Новые штаммы коронавируса, которые выходят за пределы стран происхождения, — одна из движущих сил эпидемии. Но и снятие ограничений отчасти провоцирует всплеск.
Из графика, который составил аналитик открытых данных Александр Драган, следует, что за последнее время число госпитализаций из-за коронавируса в Москве начало расти. Среди тех, кто оказывается в больницах, становится больше пожилых.
«Пока признаков серьезного подъема и начала большой волны нет. Но есть несколько регионов с ростом. В Москве ситуация довольно напряженная, потому что госпитализации начали расти примерно 18-20 марта — это произошло аккурат через пару недель после отмены ограничений для пенсионеров. В Москве более трех миллионов пожилых жителей. Вакцинировано 400-450 тысяч в этой категории. Эта группа риска сейчас не особенно защищена и иммунной прослойки в этой группе нет», — считает Драган.
Многие специалисты-эпидемиологи не сомневаются: нового подъема заболеваемости не избежать. Кроме пожилых россиян есть и другие категории населения, которые больше других рискуют заболеть. Как предполагает эпидемиолог Михаил Фаворов, сейчас антитела к вирусу есть не больше, чем у половины населения, но абсолютно точно это рассчитать нельзя. «Если у вас по-прежнему только половина привитых и переболевших, то горючий материал есть — это вторая половина. Будет или нет — невозможно предсказать», — уточнил он.
От серьезного подъема заболеваемости могла бы спасти только массовая вакцинация. Несмотря на то, что власти обещают коллективный иммунитет к июлю-августу, доля привившихся в России пока ничтожная — меньше 5%. И хотя официальные опрос говорят, что скепсис к вакцине постепенно снижается, он все еще серьезный: прививку не готовы делать 39% россиян. «Начался ли подъем в России, сказать трудно. Я знаю, что временные госпиталя сворачиваются. Но если мы имеем в двух основных по протяженности границ соседних странах наличие подъема, то велика вероятность, что он будет», — добавил эпидемиолог Фаворов.
Будет рост заболевших в России или нет — второго локдауна россиянам ждать не приходиться. Новый режим нерабочих дней возможен разве что в майские праздники.
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»