Фактически омская подземка — это только одна закрытая станция, метромост и около 7,5 км путей. Сейчас работ там никаких не проводится, а по затопленным тоннелям ходят разве что диггеры-нелегалы. Судя по их роликам техника безопасности там не соблюдаются. Иногда попадаются и просто дикие вещи.
Не пытайтесь покинуть Омск — вот, пожалуй, главный мем (современный символ) этого сибирского города. Посоревноваться с ним в популярности на просторах интернета наверное может только омское метро. Построить его решили еще в Советском союзе. За 26 лет власти вложили миллиарды рублей в проект, но ни одного пассажира легендарный омский метрополитен так и не перевез. Теперь долгострой известнейший повод для шуток:
Евгений Бойченко, омич: Ребята, смотрите: схема московского метро, сложная, очень много станций, легко запутаться. Без приложения не разберешься, куда идти. А вот омская метросхема, которую я когда-то нарисовал, в 2011 году. Очень простая. Очень удобно пользоваться. Приезжайте в Омск.
Забавную карту метро, состоящую из одной станции, Женя Бойченко придумал после посещения подземки. Для горожан это не рельсы, поезда и тоннели, а лишь только подземный переход с красной буквой «М» на козырьке. Поэтому омичи на разный лад и высмеивают долгострой. Сергей Дубовицкий, например, выпустил жетоны для несуществующей подземки и продает их через интернет.
Сергей Дубовицкий, омич: Люди отнеслись к этой затее достаточно положительно. Многие даже из других городов заказывают по несколько штук, чтобы подарить своим знакомым. Мы изобразили на нем символ метрополитена — то, что изображено у нас на входе в него. Внизу добавили рельсы. Небольшой ньюанс, приставка «не» — и получилось как бы «неметрополитен». Можно еще неОМск прочитать.
В то, что омское метро когда-то заработает, Сергей не верит. Но в случае, если это все-таки произойдет, говорит, что готов помогать властям.
Сергей Дубовицкий, омич: Если власти бы обратились к нам за разработкой дезайна этих жетонов, мы бы поддержали эту идею и, возможно, пошли бы на встречу, потому что макеты есть. Только с небольшими корректировками, естественно.
Для несуществующего омского метро даже сделали мобильное приложение — такое же бесполезное, как жетон или карта. Тоже ради прикола. А местная группа с суровым названием «Цемент-BanD» написала песню — особенно хорошо она заходит на концертах в день города.
В таком виде омское метро существует с 2015 года. Тогда обанкротилась компания-подрядчик «Мостовик», а у местных властей закончились выделенные деньги. Но на днях решение было найдено — глава областного Минтранса предложил заморозить проект. На это, правда, тоже придется потратить почти полумиллиарда рублей:
Анна Мушкачева, пресс-секретарь Министерства транспорта Омской области: Без федеральной поддержки Омская область не сможет продолжить строительство метрополитена в том виде, в котором он был запланирован изначально. Поэтому говорить сегодня о скором возобновлении строительства метро в Омске мы не можем. В этой связи решение о консервации — оно единственно верное.
С этим тут же не согласились в Москве. В правительстве порекомендовали метро все-таки достроить, ведь из федерального бюджета было выделено больше шести миллиардов рублей, примерно столько же потратили из областного. Ведь иначе статья — «неэффективное использование» средств, а это пахнет уж Лефортово.
Пресс-служба Министерства транспорта РФ: Правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано, в случае необходимости, внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию.
Но кого сажать? Бывший министр транспорта Олег Илюшин, при котором строительство было приостановлено, и так уже в тюрьме. Само же метро в Омске вообще не нужно, говорят эксперты-урбанисты. Очень дорого, а пассажиропоток будет слабый. К тому же, проехав пару станций, людям все равно придется пересаживаться на другой вид транспорта.
Профессор НИУ ВШЭ, эксперт в области транспорта Михаил Блинкин: Конечно, метро не помешало бы. Просто знаю, сколько стоит метрополитен и какие бюджетные возможности Омска суммарно и в частности какие деньги они могут выделить на такой транспортный проект. Но я реалист. При всей моей симпатии к этому городу, мне хорошо знакомому, это нереально, к сожалению.
В 2014-ом году свою экспертизу в Омске провели молодые урбанисты из агентства «Городские проекты». Для работы над концепцией из Америки привезли известного на весь мир профессора Вукана Вучика. Он даже прокатился на главном общественном транспортее Омска — маршрутке.
Урбанист, профессор Пенсильванского университета Вукан Вучик: Обстановка здесь не впечатляет. Такая темная, мрачная машина, похожая на старый африканский драндулет, а не на современный городской транспорт. Удивительно, что люди ездят на таких машинах.
В разработанной Вучиком и молодыми урбанистами концепции предлагалось переформатировать метро и объединиить его с трамваем в сеть легкорельсового транспорта. Доклад власти выслушали и забыли.
Павел Акимов, омич: Что бы вы не предлагали, насколько проработана эта идея, насколько компетентные люди за этим стоят — это все уходит в болото. Не происходит ничего. Так произошло и с этим докладом. Сказали «да, наверное, это очень интересно» — и дальше все ушло в свисток.
Но и для властей, и для многих горожан появление метро — вопрос престижа, признает один из авторов доклада, омич Павел Акимов. Может, поэтому и не хотят от него отказываться.
Павел Акимов, омич: Это такой маркер: когда метро появится, вот тогда заживем. Одно время про «Макдональдс» так думали. Вот метро появится — и в Европе практически. Также и с метро. Но уже одной нагой в сингулярности буквально.
Один из вариантов разморозки омской подземки — пустить по выкопанным туннелям трамваи. Идею обсуждают сейчас и областные власти, и даже федеральное правительство. Но сколько времени потребует такая модернизация и сколько денег, не знает никто. По мнению профессора Блинкина, если начать работу над проектом прямо сейчас, можно успеть к концу четвертого срока Владимира Путина.