Часовня под снос: «Левиафан» в отдельно взятой деревне
Сельская администрация нижегородской деревни Корниловка вынесла постановление о сносе православной часовни — она была установлена без благословения священников, по личной инициативе местного фермера. Тимофей Рожанский побывал на месте самостроя и узнал, что общего у этой истории с Исаакиевским собором.
Каждая церковь должна быть церковью всех святых, говорится в Писании.
— У нас муромских море святых, а у них чужой. И тащить других — это не дело, — говорит Михаил Фомин, житель деревни Корниловка.
Горе случилось в его деревне. Не потоп и не землетрясение, и скотина у всех здорова, но построил заезжий мужик часовню, не спросив совета свыше, и назвал ее именем муромских святых. Непатриотично как-то, подумали жители Корниловки и подняли мятеж:
— Алло, Лен, ты в деревне? Вы с Борей не подойдете к источнику минут через 5-10? Да тут корреспондент едет из Москвы.
300 лет назад явилась на село икона Параскевы Пятницы у святого источника, закрепив за собой статус местной святой. Икону батюшка отнес в ближайший храм, но недолго она там простояла:
— На второй день приходят в храм, иконы нет, она вернулась сюда опять. Второй раз унесли. Так вот было до трех раз.
Хранится икона в Корниловке и по сей день, передается от дома к дому. Сейчас она у местного фельдшера Татьяны, которая чтит традиции и тоже против чужих святых:
— Если есть источник Параскевы Великомученицы, он и должен быть источником Параскевы Великомученицы.
— Это сама Параскева Великомученица явилась сюда и показала, что это ее источник, в честь ее памяти, раз икона была здесь прямо на источнике. А он назвал его Петра и Февроньи, самочинно. Как вы думаете, это можно?
И пожаловались корниловцы в районную администрацию — сносить нужно самострой. А у местных властей все свое: и законы, и иконы.
Алексей Чернов, заведующий правовым отделом администрации Навашина: «Был осуществлен выезд туда. На застройщика Орлова был составлен протокол».
Татьяна Барсенева, глава Навашинского района Нижегородской области: «В настоящее время самострои не возводятся. Мы на это очень четко реагируем. Я все сказала, и мне нечего добавить».
Может быть, впервые за всю историю Корниловки местные жители поддержали решение властей. Народ и власть заодно, вот такая получилась симфония.
— Закон есть, пускай закон работает. А нам она, в принципе, не нужна эта часовня. Он просто построил здесь самовольно, без разрешения администрации. А патриарх? Кто не почитает патриарха, тот низвержен будет, написано в священном писании, — говорит жительница Корниловки.
Триста лет жили люди в деревне в мире и согласии, пока не появился заезжий застройщик.
— Вот маленькая часовня, вот ее обновили. И такая радость, такая благодать. И все это как-то мирно и с любовью совершается, без всяких скандалов. Но с приездом Димы у нас получилось все наоборот, — продолжает женщина.
— Он так себя позиционирует, что он выше всех вообще. У него своя корысть, он хочет просто всем владеть, собственноручно, — рассуждает другая жительница Корниловки.
Дмитрий Орлов — не старожил Корниловки, он переехал сюда из Мурома. В городе стало негде держать весь скот.
Дмитрий Орлов: «С хозяйством-то не сколько тяжело справляться, сколько… Тяжело-то другое. Постоянно администрация покоя не дает, то комиссии присылает, то проверки всевозможные, как будто мы тут преступники номер один».
Для администрации Орлов действительно враг. Только приехал — начал благоустройством заниматься. Дорогу строил, колодцы рыл, святой источник благоустраивал, теперь вот часовню построил. И все без спросу.
Дмитрий Орлов: «Здесь будут приезжать люди, ставить свечи, молиться, те, кто посещает святой источник. Это сделано прежде всего для людей. Здесь часовня была, она сгорела. Она и до революции была, и после революции, но она сгорела. Только она стояла вон там, внизу. И такое святое место, оно просто не может быть либо без храма, либо без часовни».
С решением суда о сносе часовни Орлов не согласен. И готов ее защищать:
— Сносить часовню — это огромный грех, и я никому не советую просто даже в этом процессе участвовать, ни прямо, ни косвенно.
Орлов едет в администрацию. Уже не впервые. Дорогу туда ему подсказывать не надо. К властям у него много вопросов. Но ответов на них он не получает.
Епархия тоже не жаждет общения. Но выход из ситуации у нее есть.
Любовь Казарова: «Данная часовня строилась без благословления правящего архиерея. Мы и добиваемся того, чтобы этот объект был передан Русской православной церкви».
На том и порешили. Орлов и рад — он строил для людей. Ему не важно, кому часовня будет принадлежать. А если в далеких столицах РПЦ с боем захватывает Исаакий, то здесь в Корниловке для этого ей не нужно прилагать усилий. В православии снизу без согласования с епархией РПЦ не нуждается, но от подарков она не откажется.